Газета,
которая объединяет

Вся власть импровизации

Воронеж опять становится «Джазовой провинцией»
Рубрика: Культура№ 122 (1405) от
Автор: Анна Жидких

Отрадная данность последнего десятилетия: в пору глубокой осени Воронеж превращается в джазовую Мекку. Масштабность события, которое неумолимо надвигается на меломанов центра Черноземья, уже не замолчит никто, да и насчет десятилетия мы поскромничали: международный фестиваль «Джазовая провинция» будет давать жару на нашей земле уже в шестнадцатый раз. А продлится четыре дня: с 8 по 11 ноября.

Музыкальная школа передвижников, как еще называют «Джазовую провинцию» – один из самых любопытных культурных феноменов современной России. Успешно объединив идею кочевой джазовой жизни и высокий профессионализм всех без исключения участников, фестиваль превратился в явление, формирующее культурную среду – и не только в ее провинциальном «срезе». За годы жизни «Провинции» «наработана» аудитория, которая продолжает активно расти: на джазовой орбите уже побывали 25 городов страны и десятки тысяч зрителей.

Уроки музыки

Фестивальные концерты выводили на фестивальные же подмостки более 700 музыкантов, представителей многих стран мира. Апологеты жанра, виртуозы настоящей музыки, вынесли на публику полный спектр стилей современного джаза: от этники до мейнстрима, от авангарда до танцевальных направлений, от джаз-рока до симфо-джаза. Этот показательный факт, однако, – не новость нынешнего года; в прошлом было то же самое…

А что новость? Таковых несколько, но главная, пожалуй – обширная программа мастер-классов, проведут которые музыканты с мировыми именами. «Уроки музыки» будут проходить в течение всех четырех дней в джазовой студии Дворца творчества детей и юношества, музыкальном колледже имени Ростроповичей, музыкальном колледже на Никитинской; ноу-хау призвано способствовать возрождению джазового образования, некогда существовавшего в Воронеже (от которого нынче не осталось и следа).

А еще фестиваль освоит новый адрес: Дворец культуры железнодорожников. Для начала – 7 ноября – там откроется выставка «Репортаж о джазе длиною в сорок лет»: исторические «кадры» теперь уже легендарного воронежского фотографа Геннадия Шакина, известного интересом к неформальным культурным инициативам. Там же впоследствии пройдет и один из фестивальных концертов; организаторы ожидают, что именно в ДК джаз «покатит», как по маслу. Место – культовое, мощное: в 1966 году, на заре формирования в Воронеже здоровой джазовой среды, именно в «Карла Маркса» начал работать воронежский джаз-клуб. Там же, соответственно, обитала прогрессивная джазовая тусовка шестидесятых-семидесятых, «сочинялись» первые – такие памятные и яркие! – джазовые фестивали.

А журналисты кто?

Продолжит традицию клубных концертов серия программ в арт-шоу-ресторане Balagan City. В целом же контакт воронежцев с искусством высокой импровизации обещает быть незабываемым; так, во всяком случае, обрисовала сложившуюся ситуацию пресс-конференция, состоявшаяся накануне джазовой четырехдневки. Прошла она с участием местных руководителей «Провинции» и авторитетного джазового обозревателя, критика, теле- и радиоведущего, члена Международной ассоциации джазовых журналистов (JJA) Михаила Митропольского.

Прошлогодний визит Михаила Михайловича в Воронеж запомнился фразой, которую прочат в эпиграфы фестиваля: «Джаз, в лучшем его виде – всегда искусство, которое дает человеку возможность выбора. Сдвигается культурный уровень. А от культурного уровня многое зависит – даже состояние дорог…» Помнится, с подачи Митропольского отчет о «Провинции» 2010-го я назвала «Джазом по бездорожью» – и год спустя готова продублировать тот же «рецепт» избавления от социальных уродств любой этимологии.

Митропольский, кстати, посвятил значительную часть своего монолога, адресованного журналистам, проблеме компетенции представителей СМИ, намеревающихся освещать фестиваль. Дескать, некоторые акулы пера способны изложить важную информацию со столь вопиющим непониманием материала, что потребитель их интеллектуального продукта, читатель-зритель, вместо того, чтобы заинтересоваться событием, поимеет к нему стойкое отвращение. Все правильно: не знать – не стыдно (тем более, такое многоликое явление, как джаз). Стыдно не учиться, делая вид, что ты и без того всегда в теме.

Министерство проснулось!

Михаил Митропольский на правах эксперта в области джаза вкратце охарактеризовал исполнителей, которых увидит и услышит Воронеж в фестивальные дни. Остановился, прежде всего, на имени курского («на самом деле – он давным-давно мировая величина») пианиста Леонида Винцкевича – человека, придумавшего «Джазовую провинцию», бессменного ее арт-директора.

– Винцкевич рассказал мне о существенных изменениях этого года, связанных с активной поддержкой фестиваля губернаторами четырех городов: Воронежа, Курска, Орла и Липецка. Подключается, наконец, к организации и Министерство культуры, чего раньше не было, –  поделился позитивом критик.

Что касается состава музыкантов – он, как всегда, не обошелся без хэдлайнеров. Американский композитор, пианист и вокалист Джефф Янг – один из лучших в мире блюзовых музыкантов, чей авторитет признан и подтвержден длительной работой с такими звездами, как Трейси Чапмэн, Аланис Мориссетт, Бо Дидли, Рэнди Крауфорд и, наконец, Стинг. Творчество виртуозного пианиста, композитора из Рио-де-Жанейро Рике Пантожи продолжает, с одной стороны, славные традиции бразильского джаза, с другой – имеет ярко выраженную собственную философско-лирическую эстетику. В Бразилии, США и Европе хорошо известна его группа «Колыбель для кошки».

Хелло, Америка

Перед воронежской аудиторией выступит обладательница многочисленных наград, известная американская вокалистка Ив Корнелиус – одна из лучших представительниц мощной вокальной джазовой традиции, родоначальницей которой были великие Элла Фитцджеральд и Билли Холидей. Ив, о которой Митропольский говорил в самых восторженных тонах не только как о певице, но и как о женщине потрясающей, несмотря на солидный возраст, наружности, представит слушателям диск «Vive L`Аmour» – совместный проект фестиваля «Джазовая провинция» и звукозаписывающей компании Игоря Бутмана. Эта пластинка – своего рода итог многолетнего сотрудничества американских и российских музыкантов, начало которому было положено именно на фестивале. Автором музыки выступил композитор и саксофонист Николай Винцкевич – сын Леонида Винцкевича. Который в свою очередь даст джазу в дуэте с эстонским саксофонистом Лембитом Саарсалу; их проект считается одним из самых интересных среди всех, существующих на постсоветском пространстве. При том, что слава о нем «ушла» далеко за пределы не только нашего государства, но и Европы.

Вообще представляемое Винцкевичем-старшим и Саарсалу новоджазовое направление организаторы выделяют особо; оно в этом году представлено широко.

Титул на титуле

Ансамбль «Каданс Миллениум» Германа Лукьянова – коллектив, работающий на передовых «рубежах» авангарда. Интеллектуальный джаз предложит народу квартет эстонского гитариста Олега Писаренко; в этой музыке удачно сочетаются «скандинавский» джаз и минимализм, мелодичность и полная свобода от джазовых клише. Немецкое трио «Клима Калима» – энергичный современный джаз с выразительным и оригинальным звучанием, чью стилистику трудно идентифицировать. Тем, собственно, и интересны молодые немцы, называющие свой уникальный стиль «авант-гараж джазом». Эд Джонс – великолепный английский саксофонист, получивший огромное признание в Европе и США; BBC Music Magazine наградила его титулом «наиболее инновационного бенд-лидера».

С яркой этноджазовой программой приедет в Воронеж марокканский певец и композитор Камал Шажри. Джаз-роковую составляющую его проекту добавят известные московские музыканты, группа «Vision of Sound» – участники легендарного «Арсенала».

Если нужны обобщения – пожалуйста: программа «Джазовой провинции» сформирована таким образом, чтобы максимально полно удовлетворить спрос на хорошую музыку людей если и не полярных, то, по крайней мере, не совпадающих эстетических вкусов. Во всех планах и смыслах фестивальные программы будут интересны как неофитам, так и «продвинутым» знатокам.