Газета,
которая объединяет

«Энергия», которую мы теряем

Один из флагманов воронежского спорта оказался на грани краха
Рубрика: Спорт№ 36 (2015) от
Автор: Михаил Кучеренко

Минувший чемпионат российской гандбольной Суперлиги воронежская «Энергия» завершила на последнем месте. Одержав лишь четыре победы, наша команда потеряла прописку в элитном дивизионе, в котором выступала на протяжении почти двух десятилетий, а конкретнее – 18 (!) сезонов кряду.

Не благодаря, а вопреки

Наверное, покажется парадоксальным, но, несмотря на плачевный результат, тренерский штаб и игроки «Энергии» заслужили за этот сезон только слова благодарности. Ведь, по большому счету, команда, в которой уже начали забывать, что за штука такая – «зарплата», самим фактом своего участия в чемпионате совершила своеобразный подвиг.

После обнародования решения о прекращении бюджетного финансирования спортивных клубов региона «Энергия» оказалась в сложной ситуации. Местные власти пообещали найти ей спонсоров, и обещание свое, в общем-то, сдержали. Однако пока шли поиски, и время не стояло на месте. Из-за отсутствия средств подготовка команды к чемпионату, по сути, оказалось проваленной. Она не выезжала на учебно-тренировочные сборы, не играла в предсезонных турнирах, более того – не провела вообще ни одного контрольного матча.

Участие «Энергии» в турнире Суперлиги до последнего момента оставалось под вопросом. Когда ее финансовые проблемы немного утряслись, остальные клубы уже стартовали. Воронежцы вступили в борьбу на пару недель позже соперников, но, учитывая плотность сентябрьского календаря соревнований, успели пропустить три тура. Выездной поединок с «Чеховскими медведями» удалось перенести на ноябрь, домашний матч с челябинским «Локомотивом» – на февраль. А вот за неявку в Пермь «энергетики» в итоге так и получили техническое поражение.

Казалось бы, команда все-таки вышла на старт, и, значит, все не так уж и плохо. Играя фактически с листа, она потерпела три поражения с небольшой разницей в счете, а в конце сентября порадовала болельщиков победой над снежинским «Сунгулем», что только добавило поводов для оптимизма. Но вскоре выяснилось, что поступлений от спонсоров с громким скрипом хватает лишь на выезды да проведение домашних матчей. А вот на выплаты гандболистам и другим сотрудникам клуба денег не остается.

К слову, зарплаты в «Энергии» – отнюдь не поражающие воображение. Максимальные оклады в размере 50000 руб. были прописаны в контрактах лишь троих-четверых лидеров команды. Остальные игроки стоят на ставках пониже, а местная молодежь согласилась выступать за родной клуб за 20-25 тыс. в месяц. Без сравнений тут, безусловно, не обойтись. Так вот, доводилось слышать, что в клубах из Саратова, Уфы, Ставрополя, Челябинска (а они в минувшем сезоне отнюдь не за места на пьедестале боролись) основные гандболисты получают где-то в два раза больше, нежели ведущие игроки «Энергии».

И сегодня не последние роли в них исполняют воронежские воспитанники – Артур Пономарев и Максим Зяблов, Алексей Гетманов и Игорь Кабанов, Артем Буш и Иван Некрасов. Все они еще недавно выступали за «Энергию», и дальше играли бы в своем городе на более скромных условиях, чем имеют сейчас. Принять приглашения со стороны их заставили отсутствие стабильности и перспектив.

Лебединая песня

Но вернемся к минувшему сезону. Предварительный этап чемпионата «Энергия» завершила, находясь на нижней строчке таблицы. Команда по-прежнему оставалась без зарплаты, но продолжала верить, что ситуация все-таки постепенно изменится в лучшую сторону, и боролась за право остаться в Суперлиге.

По словам наставника «энергетиков», бывшего голкипера сборной России, мастера спорта международного класса Сергея Макина, парни приятно удивили его своей ответственностью, бойцовским характером и профессиональным отношением к делу. Вопреки трудностям, никто не скандалил, не призывал к бойкоту тренировок или матчей.

– Спортсмены – весьма устойчивый к стрессовым ситуациям народ. И наши ребята не просто сидели и ждали, когда в клубе появятся деньги и начнется погашение долгов, а старались перестраиваться, многие находили варианты подработки, – заметил Сергей Павлович в разговоре с журналистом «Берега». – В то же время, тренировочный процесс не прекращался, хотя и проходил не в том объеме, что необходим команде Суперлиги. Главное же заключается в том, что никто из игроков не загулял, не запил, не ввязался в «темные» дела, без уважительных причин не пропускал занятия. Значит, мы их правильно воспитывали, чему-то научили.

Опять-таки вопреки всем трудностям, «Энергия» все же стартовала и в турнире за 7-12 итоговые места. Одолев дома тот же «Сунгуль», команда увеличила свои шансы на сохранение места под солнцем. Увы, после ответного поединка, состоявшегося в День Победы на площадке снежинцев и завершившегося в пользу хозяев, они были сведены фактически к нулю.

Пятью днями позже «энергетики» принимали челябинский «Локомотив» и превзошли уральцев. Деньги на проведение этого матча тренерскому штабу воронежцев пришлось собирать, что называется, с миру по нитке. Впереди оставались еще два поединка: выездной, в Краснодаре, и домашний – с волгоградским «Каустиком». От участия в них наш клуб вынужден был отказаться, и причину такого решения, думаю, объяснять не стоит. Команда, игроки которой семь с лишним месяцев отпахали за «спасибо», досрочно распрощалась с Суперлигой.

– Матч с челябинским «Локомотивом» стал для «Энергии» своего рода лебединой песней, – констатировал Сергей Макин. – Я очень надеялся, что на финише чемпионата удастся хотя бы сыграть дома с волгоградцами. Признаюсь, планировал по окончании встречи подойти к трибуне, обратиться к болельщикам «Энергии», которые в трудной ситуации не отвернулись от команды, и поблагодарить их за поддержку. К сожалению, не удалось.

Много или мало?

Читатель наверняка спросит: «А какая все-таки сумма требовалась клубу на сезон?». По словам все того же Сергея Макина, 40-50 млн вполне хватило бы, чтобы показать достойные результаты и основной команде, и ее ближайшему резерву, который выступал в турнире дублирующих составов Суперлиги. Правда, слово «выступал» здесь не особо уместно. Из-за безденежья «Энергия-2» сыграла только в двух из четырех туров первого этапа чемпионата (астраханском и домашнем), не сумев выехать в Саратов и Снежинск. От матчей финального раунда она и вовсе отказалась.

Но вернемся к необходимому клубу бюджету. И уточним, что в него закладываются не только зарплаты и затраты на командирование команд, но и проведение сборов, участие в предсезонных турнирах, нормальное питание игроков и надлежащий медицинский контроль над их здоровьем. Всего этого «Энергия», повторюсь, на данный момент оказалась лишена.

Те самые 40-50 млн вряд ли можно назвать неподъемной суммой для не самого вроде бы отсталого и нищего региона. А со сторонниками лозунга «Хватит кормить здоровых мужиков, давайте вкладывать деньги в детский спорт!» попробую поспорить. Представьте, что ваш сын успешно занимается гандболом (хоккеем, футболом, водным поло – кому что ближе). Он не обделен талантом, в составе своей команды регулярно выезжает на различные турниры, привозит домой медали и индивидуальные призы.

Однако ребенок взрослеет, оканчивает школу, поступает в вуз и при этом бросать любимый гандбол-футбол-хоккей не собирается. Напротив, он чувствует, что годы тренировок даром не прошли, и есть шанс сделать карьеру уже во взрослом спорте. Идеальным, и для вас – в том числе, вариантом ее начала стало бы выступление в молодежном коллективе, а затем – и главной команде клуба из родного города. Но его здесь нет, а в другие, более успешные регионы ваше чадо пока не зовут. Будете ли вы готовы с ходу ответить на вопрос, что делать дальше? Сомневаюсь!

Конечно, не имеет права на жизнь и обратный подход, когда у пресловутой «пирамиды» есть вершина в виде команды мастеров, собранной из варягов, но нет основания – нет нормально функционирующей школы, полноценной молодежки, в которую – с перспективой перехода в основной состав – попадали бы лучшие ее выпускники. В общем, одно без другого существовать не должно.

Пока же мы имеем то, что имеем. Гандболисты «Энергии», сохраняя надежду на то, что положенное по контрактам им все-таки выплатят, потихоньку продолжают тренировки и обсуждают предложения, поступающие им из других городов. Будет ли клуб представлен хотя бы в высшей лиге – на сегодня неясно. То же самое, как мы уже сообщали, касается и хоккейного «Бурана», который пытается рассчитаться с теперь уже бывшими своими игроками и участие в очередном чемпионате ВХЛ пока не подтвердил.

Зато точно известно, что в женской волейбольной «выш­ке» проведет предстоящий сезон команда «Воронеж». Правда, минувший чемпионат страны она отыграла в Суперлиге, заняв девятое место и сохранив право выступать в элитном дивизионе. Увы, и здесь понижение в классе связано с финансовыми «романсами».

По нашей информации, на днях вопрос «проблемных» спортивных клубов поднимался на уровне регионального правительства. Подробностей, к сожалению, не знаем, а потому пока можем лишь надеяться, что там, наверху, все-таки будут приняты верные решения. И столица Черноземья не превратится в «кладбище» команд, которые в разное время добавили ее имиджу немало вполне увесистых плюсов.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Мужской гандбольный клуб «Энергия» (Воронеж) был основан в 1989 году. Спустя девять лет команда завоевала право выступать в чемпионате российской Суперлиги, в котором дебютировала осенью 1998 года. Дважды воронежский коллектив становился бронзовым призером чемпионата страны (2001, 2002).

На протяжении нескольких сезонов «Энергия» успешно выступала на континентальной арене. Три­жды воронежцы доходили до 1/4 финала Кубка обладателей кубков европейских стран и Кубка вызова ЕГФ, побеждая соперников из Израиля, Словении, Боснии, Сербии, Эстонии, Франции, Турции и уступая только будущим триумфаторам турниров.

Воспитанник клуба Алексей Растворцев в составе сборной России стал бронзовым призером летней Олимпиады-2004 в Афинах и был удостоен почетного звания «Заслуженный мастер спорта РФ». Он же, а также выступающий ныне за лиссабонский «Спортинг» Самвел Асланян участвовали в XXIX Олимпийских играх-2008 в Пекине.

Воронежец Игорь Козьменко выигрывал «золото» чемпионата мира среди студенческих сборных команд (2009), а Михаил Хомаров – «бронзу» мирового первенства по пляжному гандболу (2004). Еще ряд игроков «Энергии» в разные годы привлекались в национальную, молодежную и юниорскую сборные России.