Газета,
которая объединяет

Во всю лестницу

Воронежский карикатурист создал музей юмора
Рубрика: от
Автор:

Каждый имеет представление о том, что такое музей: в сознании при этом слове сразу же возникает образ некого хранилища артефактов. Но все ли знают, как выглядит музей визуального юмора? Я до недавнего времени не знал. Даже не подозревал о том, что такое существует...

В нашем городе это местечко, увы, прилично зашифровано: зная, что располагается музей в одном из торговых центров, я, однако, ходил по зданию с полчаса, да так ничего похожего и не нашел. Потому что искать надо было на лестнице, о чем позже рассказал мне создатель музея – известный воронежский карикатурист Иван Анчуков. Он же поведал о том, что это вообще такое...

Знаменитая улица Лизюкова

– Идея создания музея визуального юмора – моя, – рассказал Иван. – Ей много лет. Началось все с того, что в конце восьмидесятых в Воронеже был создан клуб карикатуристов, и он вышел на первое место среди родственных организаций – тогда еще в Советском Союзе. Понятие «визуальный юмор» обозначилось именно на этой стадии: все изображения, попадающие, на мой взгляд, в категорию «смешно» и доступные человеческому глазу, – именно он и есть. Теперь же появилась возможность воплотить данную идею. И я рад, что мы это сделали первыми: в России подобных музеев еще нет. Мне повезло. Благодаря директору торгового центра у меня появилась возможность получить место, за которое не нужно платить: им все равно никто не пользуется. Все, что вложено в создание музея – мои личные усилия и мои личные деньги. Очень надеюсь на то, что проект не останется незамеченным. В том числе – туристами. Мы ведь на знаменитой улице Лизюкова…

Многое из того, что висит на стенах – как раз «приветы» тому самому клубу карикатуристов, о котором говорилось выше. В конце 80-х силами клуба было организовано несколько всесоюзных конкурсов карикатуры, которые затмили по качеству и количеству работ аналогичные мероприятия в Москве и Одессе.

Адрес – Советский Союз

Представьте себе коллажи постперестроечного времени, изготовленные без компьютеров – исключительно с помощью ножниц, клея и журнала «Огонек». Жанровая полистилистичность соблюдена: есть в экспозиции и коллажи, и шаржи, и карикатуры. Есть работы, внежанровые вообще: нечто комиксоподобное, очень забавное – во всю лестницу.

Иллюстрации к законам Мерфи – просветительский раздел музея. Тем, кто впервые слышит о Мерфи, будет особенно интересно. Остальным – тоже.

Количество экспонатов музея учету не поддается. При всем желании. Как сосчитать большие работы, состоящие из нескольких частей? А всякие нестандартные явления?

– Никак, – разрешил вопрос Иван. – Здесь важно качество, а не количество. А с качеством – полный порядок. По стеночкам четырех этажей уютно расположились работы мастеров всего бывшего СССР: Юрия Кособукина, Михаила Златковского, Сергея Тюнина.

На каждой ступеньке

Магия цифр – вообще не то, чему здесь стоит уделять внимание: даты открытия музея Анчуков не помнит. День, говорит, вешал экспонаты, два – и как-то получилось, что все готово. Помогали друзья. Где-то в конце нынешнего августа лестница и стала музеем. Окончательно.

В ее структуре – подразделения: лестница, к примеру, Аркадия Давидовича. Совершенно нестандартный  экспонат: на каждой ступеньке расположен афоризм, а в самом конце – большой картонный Давидович. На стене.

Аркадий, к слову, обратился к воронежскому губернатору с идеей оформить подобным образом Помяловский спуск…

Уникальная шахматная доска, юмористические календари, черные квадраты в ассортименте. Лучше один раз увидеть. Тем более что в музее ждут всех.