Газета,
которая объединяет

От Парижа до Отрожки

Как попасть в ДТП и остаться человеком
Рубрика: Социум№ 15 (1994) от
Автор: Александр Тихонов

Да, скифы мы. Да, азиаты. И от Европы теперь отгорожены двумя рвами – санкционным и валютным. Остается только запомнить опыт общения в «оттепель» – что-то вроде анекдота «раз попали в ДТП немец, русский и француз». Между странами – бездна различий, и люди разные, но кое-что общее есть, и хорошо бы это привить на российских дорогах.

Что парижанину «о-ля-ля!», то немцу смерть

Первое, что поразило на улицах Мюнхена, – расстояние между стоящими машинами. Буквально сантиметры! Я не мог понять: как же они выезжать будут? А ничего, выезжают: несколько раз вперед-назад качнулся – и выехал. И никого не задевают; мятый бампер здесь увидеть трудно. Благодаря парковочной электронной системе и немецкому орднунгу: здесь мало кто рискует нарушать ПДД, а паркуются всегда по разметке. Хотя случается и как в Москве или  Воронеже: фрау оставит машину в неположенном месте, включит аварийку и уйдет в магазин. Но это редкость.

Зато в Париже все наоборот, и больше похоже на Москву, где паркуются как бог на душу положит. И бамперов со следами парковочных поцелуев в столице Франции полно. То ли в Париже презирают парковочную электронику, то ли живут там одни пофигисты. Типичная сценка: вдоль авто, слипшихся в одну огромную гусеницу, шли дамочки из дорожной управы муниципалитета и, как на конвейере, штамповали штрафы за неправильную парковку. Из подъезда выпорхнула их сверстница в гламурном шарфике, вытащила квиток из-под «дворника», глянула на сумму, выдохнула «о-ля-ля!», отправила контролершам воздушный поцелуй и принялась буквально расталкивать своим «Ситроеном» соседние машины. Туда-сюда, каждый раз оставляя вмятину или царапину.

На этом всякое сходство Парижа с Москвой или Воронежем закончилось. Тучный месье, чей новенький «Смарт» получил несколько толчков в зад, даже не поморщился. А мадмуазель невероятным образом из «гусеницы» выбралась и одарила его улыбкой и нежным «Мерси!». Не только грубого словечка, но даже тени раздражения на улицу не выплеснулось. Видимо, в Париже штраф платить экономнее, чем за стоянку. И уже стало традицией втиснуться там, где запрещено, и без особых огорчений заплатить штраф. Но как парижские авто умудряются пролезть в невероятно узкие пространства, понять невозможно. Да и обратно выбраться можно разве что на автомобиле с вертикальным взлетом. Ну, или работая локтями-бамперами.

В Воронеже пока все с точностью до наоборот: здесь частенько пять машин занимают место, куда мюнхенцы поставили бы семь, а парижане легко воткнули бы восемь-девять. Немцы не стремятся покупать новые и дорогие машины – считают, что вложение неэффективно. Да и с кредитами не хотят связываться. А страховки бывают сильно разные. В целом старое ведро застраховать получается дешевле, так как не имеет смысла брать крутую страховку, чтобы покрывала ремонт своей машины, а только от ущерба другим. Опять же, не надо переплачивать втрое за ремонты в фирменных мастерских... Вообще, дороже не столько страховка, сколько налог на машину (первые три года после покупки новой, с конвейера, машины его не платят), но это – копейки по сравнению с ценой нового автомобиля. Налог на дешевую «старушку» 10 лет от роду – в полтора-два раза ниже, чем на дорогой и более мощный автомобиль-двухлетку. Еще зависит от опыта водителя: чем дольше ездишь без приключений, тем дешевле страховка. В общем, все действительное разумно, и бытие определяет сознание.

На фоне парижского жизнерадостного бардака тевтонские будни кажутся просто железным порядком! Был случай, когда полицейскую машину, при парковке захватившую часть велосипедной дорожки, сфотографировала бдительная старушка; через несколько часов снимок уже был в одной из баварских газет, и стражам порядка влетело по всей строгости закона.

Для полноты картины добавим Италию: горячие римские парни отчаянно и громко скандалят в ДТП, жестикулируют с воплями «мама миа!», обзывают друг друга «чайниками», «стариканами на развалюхах», но морды друг другу почему-то не бьют.

У немцев водилы предпочитают в конфликтах шипеть: аффе (обезьяна)! Но – внутри салона и тихо. Чтобы под штраф за агрессивное поведение на дорогах не угодить – там это запросто. А уж в Париже немцы никак не могут свыкнуться с печальной судьбой своих бамперов. И что они там бормочут за поднятыми стеклами, никому не ведомо.

Это мы, господи

Картина Репина: около рынка в Москве человек с толстой шеей припарковал машину прямо на трамвайных путях, закрыв проезд и машинам, и трамваям. Вернулся он минут через сорок и спокойно уехал, игнорируя собравшуюся толпу с тремя вагоновожатыми во главе.

Но самое главное вот что: Россия стала одним из мировых лидеров по импорту бейсбольных бит, а мячи для бейсбола спросом не пользуются. Тысячи, если не миллионы водителей возят биты в багажниках, и многие участники движения получают увечья из-за понтов на дороге. Все новейшие технологии в машинах у нас есть: спутниковые навигаторы, парктроники и т.п., и одновременно – пещерная лютость каменного века.

…Россия, Воронеж. На Московский проспект я выехал в три часа дня. Это был еще не час пик, но там уже стояла пробка. Повернуть налево я не смог: стрелку на светофоре ждала фаланга фур. Плотное стадо машин жаждало движения, как акулы, но регулярно вставало замертво, и со всех сторон я видел усталые хмурые лица.

За час пути трижды попал в предаварийные ситуации; сначала джип без всяких сигналов вывернул справа в мой ряд, и я едва успел ударить по тормозам, позже какой-то перец буквально в сантиметрах влез передо мной со второстепенной дороги, и я слышал, как он яростно материл сидящую рядом жену и «этих козлов». А еще потом прямо перед моим носом лихо развернулась через две сплошные спортивная тачка, набитая молодежью и мощным, качественным звуком рэпа. Всем было некогда, и каждый был важнее остальных. Злая аура накрывала меня, и я уже физически чувствовал, как приобщаюсь к большинству в потоке антилоп гну, сметающем все живое на своем пути.

Я вспоминал Мюнхен и Париж и думал: через сколько секунд после первого толчка в бампер ту дамочку в необычайном шарфике у нас облепили бы матом с ног до головы! В России бейсбольные биты, газовые и травматические пистолеты уже сами по себе притягивают злых духов к любому инциденту на дороге. Вначале было слово, и слово было – мат; мысль превращается в материю и быт, и если столько людей готовы сражаться, как гладиаторы, за царапину на пластмассе…

Я старательно искал в душе любовь к ближнему и смирение, но ближе к дому вдруг рявкнул вслух «урод!». и был близок к тому, чтоб обругать женщину, которая перлась по дороге на красный с детской коляской.

Закрыв машину на стоянке, я вдруг подумал: что это было? Стыдно-то как… А все просто: мысль первична. Мы стали злыми от несправедливости и неудач, и аура нашей страны идет вразнос, привлекая беду со всего мира. Мы скупаем предметы самоуничтожения и готовы лупить ими кого угодно; можем случайно и родную маму пристрелить или разбить ей голову. Или собственной жене, прущейся на красный, чтоб успеть приготовить мужу бифштекс. Или ребенку, бегущему из школы. Чему же удивляться?..

КСТАТИ

Леди бушевала...

В День защитника Оте­чества пьяная женщина повредила 17 автомобилей, паркуясь возле дома № 49 на улице Промышленная в Краснодаре. Очевидцы, которые проходили во время такой странной парковки мимо, сочли, что нарушительница делала все намеренно, и сообща смогли остановить ее. Владельцы поврежденных автомобилей задержали нетрезвую женщину и после передали ее сотрудникам правоохранительных органов. Эксперты устанавливают ущерб, нанесенный в результате происшествия.