Газета,
которая объединяет

Приравняют к штыку?

Советник президента рассказал о том, что будет, если агрегаторов превратят в СМИ
Рубрика: от
Автор:

В рамках своей плановой поездки по стране Герман Клименко, советник президента по развитию Интернета, первым делом приехал в Воронеж.

Без новостей?

В столице Черноземья Герман Клименко рассказал о том, что последует за принятием закона о приравнивании агрегаторов новостей к СМИ. И почему телевидение, в отличие от интернет-изданий, все чаще поступает мудро.

Если агрегаторы новостей – программы для «сбора» сообщений с разных ресурсов (Яндекс.Новости, Новости Mail.ru, Рамблер.Новости) – признают СМИ, значит, они станут зарегистрированными изданиями со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ситуация странная: ведь эти ресурсы сами новостной контент не создают. А вот крупнейшие сайты, имеющие лицензию СМИ, от этого могут понести потери. Яндекс, к примеру, заявил о готовности закрыть новостной сервис. Тогда интернет-издания просто потеряют часть трафика, который они получают от него.

Герман Клименко попытался объяснить позицию Госдумы в этом вопросе:

– Новостные агрегаторы – тоже игроки рынка СМИ. И по-своему тоже СМИ. У Яндекса подписаны договоры со всеми, кто участвует в сервисе новостей. Причем и с теми, у кого есть лицензия СМИ, и с теми, у кого ее нет. Три четверти ресурсов как раз лицензии не имеют.

В то же время, по словам советника, есть судебные прецеденты о защите чести и достоинства. Когда арбитраж даже без лицензии, судя по количеству аудитории ресурса, причислял сайты к СМИ. Поскольку они фактически заняли эту нишу.

Для потребителей, даже в случае, если сервис «прикроют», по мнению советника президента, мало что изменится. Пользователи просто будут иначе искать информацию.

Пройдет ли закон – еще непонятно.

– В том виде, который сейчас депутаты сформулировали, закон не пройдет точно, – убежден специалист. – Возможно, Яндекс заставят подписывать со всеми соглашения. Или в Яндекс будут попадать новости только тех СМИ, которые зарегистрированы.

Чернуха и вакханалия

Новостная лента Интернета пестрит «чернухой». Это, кстати, как отметил Герман Клименко, касается и Воронежа. Все эти убийства, «расчлененка», изнасилования и кражи напоминают больше «трансляцию из морга», а не новости.

За примерами долго ходить не пришлось. Информация о няне-убийце потрясла всю страну – и многие интернет-СМИ устроили настоящую вакханалию и неприкрытое «смакование» истории.

– В этом плане, – отметил советник президента, – пример подало телевидение, показавшее себя более зрелым игроком на рынке информации. Вообще телевизионщики очень часто поступают мудрее.

Этот период, считает эксперт, нужно просто пережить. Как пережило некогда телевидение. Мол, раньше «по ящику» мы видели сплошные гадости. А сейчас ТВ больше создает позитивную картину…

То же самое ожидает и интернет-издания: читатель пресытится «чернухой», и потребует красоты и возвышенности. Изменится и редакционная политика.

Почему этого до сих пор не произошло? Ведь, по логике вещей, в Интернет пользователи пришли уже после просмотра ТВ, до тошноты накормленные криминалом…

Но об этом советник президента промолчал, ушел от ответа.

Справка

Герман Сергеевич Клименко – советник президента РФ по проблемам Интернета (с 4 января 2016 года), предприниматель, председатель правления Института развития Интернета. Директор и владелец интернет-компании LiveInternet.

В тему

Герман Клименко также посетил ВГУ, где в разговоре с IT-компаниями, отметил высокий уровень российских специалистов в этой сфере. В то же время воронежские предприниматели рассказали ему о нехватке квалифицированных кадров.