Газета,
которая объединяет

Раздвинул стены

Воронежский художник пишет традицию собственным почерком
Рубрика: Культура№ 12 (1991) от
Автор: Анна Жидких

Выставка, работающая в эти дни в художественной галерее «Нефта» – настоящий подарок для ценителя академического искусства. Автор представленных полотен – Евгений Кострюков; его картины можно, по большому счету, оценить единственным определением: это – живопись!

Внимателен ко всему

Наблюдая за Евгением давно и с пристрастием, испытываю к нему безмерное уважение: впечатление такое, что этот автор постоянно и жадно учится. Меж тем он, выпускник воронежского ВХУ, а затем ВГАИ, сегодня сам преподает в родном вузе. И, по признанию художника, в этом статусе опять-таки учится… у студентов! Лучшее доказательство тому, что настоящий творец никогда не зациклен на себе и рассматривает все предложения, поступающие от этой жизни…

Собственно, слово «внимательно» – тут тоже ключевое: Кострюков именно внимателен ко всему, что его окружает. И к натуре (а все представленные в «Нефте» работы, совсем свежие, выполнены с натуры), и к палитре, и к гипотетическому зрителю. Этот мастер – мастер! – не дает себе послабления ни в чем: его живопись играет тонами и полутонами в соответствии с точным, тонким расчетом. Получается, лирическая окраска произведения есть результат выверенного подхода к его созданию: умение, отчасти парадоксальное, сочетать одно с другим и называется мастерством. А как фактуру этот художник передает!..

Стены крошечного зальчика «Нефты» живопись Евгения раздвигает до большого пространства: столько «содержания» сумел художник разместить на невеликих квадратных метрах. Замечательны все работы до одной – будь то изображение Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни, обрывистой лесной тропы или зернышек сочного граната.

Династия не прервется

Сюжеты выбираются так, как их выбрал бы поэт, чуждый задаче эпатировать публику. Поражает и то, что некоторая декоративность работ (Евгений прекрасно понимает, что слово «искусство» – от «искусственный») ничуть не мешает им быть естественными…

По слухам, Кострюкова очень полюбили те коллекционеры, которые обычно охотятся за живописью старых мастеров. Не удивительно: при всей выраженности собственной манеры письма произведения Евгения подчеркнуто традиционны. Но очень личное, авторское отношение к ним делает эти вещи оригинальными. Ну, а чувство цвета, которым обладает Евгений… Наверное, с таким даром нужно родиться?

– Не без того, – соглашается Евгений. – Я – художник потомственный: и дед, и отец рисовали. Видимо, какие-то свои творческие амбиции отец стремился реализовать во мне, поддерживал мое стремление рисовать.

Может, пока и громко – называть художников Костюковых династией, но, так или иначе, на Евгении она явно не прервется. Потому что маленькая дочь художника, четырехлетняя Олечка (папа представил строго: Ольга), проявляет к рисованию и большой интерес, и явные способности. Однажды так город изобразила, что Женины студенты решили: сам преподаватель постарался. Однако Евгений править дочкино творчество возможным не считает: художник, независимо от возраста, должен быть самостоятельным. Чтобы идти своей дорогой.

Основа должна быть

Рассматривая взвешенные, сбалансированные работы Кострюкова, не могла не спросить его о вдохновении. Считается, что оно – штука стихийная, провоцирующая творческую необузданность.

– Для меня вдохновение – это состояние внутренней собранности, умение совместить накопленный опыт, знания и эмоции, – слышу в ответ. – Когда эти качества совпадают, происходит замечательный процесс творчества. Вдохновение – оно как аппетит. Приходит во время еды. На самом деле любой момент может спровоцировать творчество. И семья, и окружающая действительность. Да все что угодно.

– Вы – человек совсем еще молодой, но – уже зрелый мастер. Видно, что много работаете, что рука набита и можно думать не о технике, а о каких-то смыслах. Я права?

– Правы. Вообще для меня какой-то свой стиль найти – это очень сложно. Потому что все открытия в реализме давно сделаны. И этот путь поиска очень трудный – в плане того, чтобы как-то отличаться от остальных.

– А нужно ли специально себе такую задачу ставить?

– Наверное, нет. Потому что в любом случае все художники на тебя влияют, но все равно в результате ты будешь оставаться самим собой. Происходит своеобразная эклектика стиля, это и формирует некоторую индивидуальность. Задумываться о ней не нужно.

– Вы наверняка обсуждаете со своими студентами проблемы современного искусства. На ваш взгляд, что это такое?

– Человек сейчас и здесь творит – это уже современное искусство. Потому что он пропускает через себя то, что делает. Живет в этом мире, а не в ХV веке. Но на каждом из нас висит груз веков, их наследие. И мы обязательно должны на это наследие опираться.

– Ответственность за традицию, в которой работаете, ощущаете? В смысле необходимости сохранить, приумножить и т.д.?

– Конечно, это большая ответственность. Потому что любой «-изм», когда он открывается, основывается на тех же традициях. В изобразительном искусстве ничего нельзя начать с чистого листа. Должна быть основа. Я вот во времена своей юности ходил на брейк-данс, и преподаватель нам постоянно говорил: «Вы можете развивать классику, а можете открывать свои какие-то движения. Но основа должна чувствоваться во всем». То есть нужны тренировки, растяжки и т. д. В изобразительном искусстве – то же самое. Должна быть классическая основа – для того, чтобы прий­ти, допустим, к абстракции.

– То есть сначала нужно научиться рисовать, а уж потом экспериментировать?

– Конечно. Всему свое время…

справка «Берега»

Евгений Александрович Кострюков родился 6 апреля 1984 года в Воронеже. Рисовал с раннего детства. В 1999 году поступил в Воронежское художественное училище на живописно-педагогическое отделение, которое окончил в 2004-м с красным дипломом, после чего поступил во ВГАИ на факультет станковой живописи.

Член Союза художников России, участник многих выставок – городских, региональных и всероссийских. В «послужном списке» этого автора – победа в конкурсе «Молодые дарования России» в номинации «живопись» (2006 год), Гран-при международной молодежной выставки-конкурса «Образ родины» (2012 год).

есть мнение

– Горжусь тем, что живопись Евгения олицетворяет критерии Высокого искусства, сохраняет традиции российской школы живописи, – говорит один из учителей Костюкова, заведующий кафедрой живописи ВГАИ Владимир Шпаковский. – Евгений детально рассматривает окружающий мир в его торжественной бесконечности, любуясь гармонией жизни в цветовых звучаниях.