Газета,
которая объединяет

Хоть стой, хоть падай

Контактная импровизация как способ жить «здесь и сейчас»
Рубрика: от
Автор:

Если вы еще ничего не слышали о контактной импровизации, то вот маленькая преамбула: явление это родилось в 1972 году в Америке как танцевальный эксперимент – хореограф Стив Пекстон со своими одиннадцатью коллегами поставил представление, в ходе которого танцоры непрерывно сталкивались, валялись, прыгали и бросали друг друга. Эта работа была названа «Магний», с нее и ведет отсчет направление, впоследствии впитавшее в себя элементы гимнастики, йоги, театра и даже боевых искусств.

В Воронеже контактная импровизация появилась немногим более года назад, но уже приобрела, что называется, широкую известность в узких кругах. На эти занятия часто приходят актеры и танцоры – чтобы избавиться от профессиональных стереотипов, приобрести пластичность и естественность, люди, практикующие ушу или айкидо, – чтобы лучше ориентироваться в пространстве. Да и просто молодежь, жадная до всего нового и необычного.

Несмотря на сильное влияние единоборств и всяких-разных психологических практик, контактная импровизация – это в первую очередь социальный танец, как хастл или сальса... В Воронеж этот танец «привезла» и начала «укоренять» ранее занимавшаяся тайцзи (мягкий стиль ушу) Юлия Ляшенко.

Есть только миг

«Однажды меня «протанцевали», – рассказывает Юлия. – Это было лет шесть тому назад, я отдыхала на юге и меня познакомили с мастером контактной импровизации. Танцуя в паре с ним, я испытала головокружительное приключение; такой восторг был и счастье, что решила: все, теперь именно этим и буду заниматься!» Юлия училась контактной импровизации на столичных мастер-классах, семинарах и все ждала, когда такие занятия появятся в родном Воронеже. Не дождалась. Тогда сама же и организовала их.

– Контактную импровизацию еще называют «танцем без правил». Но какие-то базовые принципы все же есть?

– Главный принцип – быть здесь и сейчас, при этом – в движении, которое должно получаться спонтанно, естественно. Правило тут, пожалуй, только одно, если можно его таковым назвать: партнеры должны сохранять точку контакта друг с другом. Это могут быть руки, плечи, лица – что угодно. Танцоры свободно следуют импульсам, возникающим в теле, движутся по спиралям, скользят, используя инерцию тел, рождая спонтанные поддержки и полеты, играют с силами гравитации и инерции, друг с другом... Мы учим тело принимать решения в моменте, доверять пространству, себе и партнеру.

– Есть ли какие-то ограничения по возрасту или физической подготовке?

– Никаких абсолютно.

– А дают ли занятия практическую пользу? Я имею в виду обычную жизнь…

– Это вообще полезное дело. Если занимаешься постоянно – становится заметно со стороны: тело приобретает гибкость и силу, но при этом остается мягким. Контактная импровизация учит доверять именно своему телу, а не голове… В результате, когда ты, например, падаешь зимой – ты падаешь правильно. И никаких ушибов, руки-ноги – целы. А все потому, что научился падать. В контактной импровизации вообще отношение к падению – как к части непрерывного процесса танца. И это очень в жизни помогает, дает уверенность, не-боязнь ошибаться. Конечно, если ты упал, то можешь расстроиться, сидеть и переживать, а можешь – двигаться дальше без остановки и прийти в совершенно неожиданный «пункт».

Многие люди идут к нам именно за решением каких-то своих внутренних проблем. И начинают чувствовать себя по-другому. Механика тут простая: ты уверен в своем теле, автоматически – ты уверен в себе. А это очень большой подарок; у людей вообще много скрытых возможностей, и если самому себе доверять – они раскрываются. И еще контактная импровизация дает понять тонкости взаимоотношений – в социуме вообще и с близкими людьми в частности. Это ведь диалог, хотя и построенный на прикосновении.

Так трогательно…

Тут стоит остановиться. Так уж устроено наше общество, что в нем остается очень мало возможностей для прикосновений. Есть любовь, есть родительско-детские отношения, дружеские рукопожатия. И все! Занятия же контактной импровизацией раздвигают эти рамки, и тактильные ощущения становятся тем, чем они изначально и являлись – способом познания окружающего, таким же, как слух или зрение. Однако «трогательность» контактной импровизации снискала ей пикантную славу: некоторые считают, что это скрытая форма секса.

Юлия Ляшенко против такого подхода, однако признается, что отдельных лиц мужского пола контактная импровизация привлекает именно за возможность «юных дев пощупать». «Однажды пришли на занятие два джентльмена «за сорок», из режиссерской среды. Так один из них отказывался упражнения выполнять, если в напарники доставался мужчина! Мол, вон с той хрупкой девочкой – да, а с этим пузатым-волосатым – ни в коем случае. Хотя в контактной импровизации не прописаны гендерные роли, как в вальсе или танго. Это просто танец одного человека с другим».

И все же, когда танцуют мужчина и женщина – красивее получается.