Газета,
которая объединяет

Комедии ломают!

В последние дни уходящего года драмтеатр представит три премьеры
Рубрика: от
Автор:

Декабрь – время горячее. Все стараются подвести итоги и обозначить перспективы на следующие двенадцать месяцев. Не стал исключением и Воронежский академический театр драмы имени А. Кольцова: под занавес 2015-го кольцовцы покажут сразу две «большие» новинки. Спектакли поставили разные режиссеры – Владимир Петров и Никита Рак. Но будет у премьерных постановок и кое-что общее.

Восточная мудрость

– 17 декабря на большой сцене мы представим спектакль «Женитьба» по пьесе способного драматурга Николая Гоголя, – пошутил на встрече с журналистами художественный руководитель театра Владимир Петров. – А 21 числа на малой сцене покажем пьесу малоизвестного в нашей стране японского драматурга Коки Митани «Академия смеха». Две комедии. Но комедии – умные. Те, которые заставляют подумать. В «Академии смеха» как раз и говорится о том, что комедии, призванные только смешить, не заслуживают того, чтобы их ставили.

Спектакль «Академия смеха», по словам режиссера, – о творчестве. О том, что такое театр и как он устроен. И насколько меняет людей, занимающихся этим сложным искусством.

– «Академия смеха» – пьеса непростая, – отметил Петров. – И я просто пытаюсь ее честно «прочесть». Пытаюсь подать ее внятно, объемно, смешно. Есть желание рассказать публике интересную историю, в которой нет женщин, нет любви.

Режиссер признался, что мечтает о зрителях, которые приходят в театр не на «что», а на «как». Тех, которые знают материал. А, упоминая японское происхождение пьесы, попутно заметил, что китайская и японская культуры – абсолютно разные вещи.

– Мне довелось поработать и там, и там, – вспоминал худрук. – Японцы, в отличие от прочих восточных наций, невероятно тонкие люди, у них потрясающая душевная хрупкость. Но они могут быть очень жесткими внутри. Удивительный народ. Вспомните, кстати, сколько выдающихся автомобильных компаний в стране, где нет своего металла! Это вроде бы шаг в сторону от нашей темы, но связь-то – прямая! Правда, «Академия смеха» в нашей интерпретации – не попытка воссоздать японские нравы. Это все-таки про нас.

Владимир Петров признал, что работать в спектакле по этой пьесе должны опытные, многоплановые актеры. Но он решил поручить роли в своей постановке талантливой молодежи.

– Этот спектакль я ставлю уже во второй раз, – рассказал Петров. – Впервые я ставил его в Омске – это была первая «Академия смеха» в России. То есть в нашу страну привез его я. Там у меня играл ведущий артист театра… Но повторять «омскую» историю, мне кажется, незачем. Хочу, чтобы в воронежском варианте спектакля артисты, которых я люблю, смогли проявить себя. Это большая и сложная работа. Но и актеры – одаренные и перспективные. Они справятся.

Ницше отдыхает

Вторую премьеру, гоголевскую «Женитьбу» – хрестоматийную, в общем-то, вещь, использованную отечественными режиссерами бесчисленное количество раз – Никита Рак обещает представить в специфической авторской интерпретации.

– Хочется поставить именно Гоголя, но при том уйти от манеры, в которой все мы видели и слышали эту пьесу многажды, – поделился режиссер. – Поэтому мне важно остаться внутри текста, на его территории, но сделать так, чтобы он зазвучал с позиции сегодняшнего дня.

Никита отметил, что «Женитьба», по его мнению, пьеса о том, что все мы делаем не то, что хотим, а то, что должны.

– Когда я внимательно прочитал текст, то подумал: «Господи, каким страшным человеком был Гоголь», – откровенничал режиссер. – Это жуть! Ницше отдыхает! Из Гоголя вышел весь экзистенциализм. Сартр, Булгаков… Гоголь препарирует человека, громогласно заявляя ему: «Ты не свободен! Ты делаешь то, что нужно. Причем тебя даже никто не заставляет». Сейчас, именно сейчас разговоры о свободе очень важны. Потому что все больше оказываемся во власти условностей, в которые сами себя и загоняем.

Пьеса действительно потрясает своим цинизмом, щедро разбавленным фирменным гоголевским юмором. Юмором, неизбежно ведущим к метафизике. Взгляд Гоголя на нас – очень трезвый и весьма суровый.

Без любви

– Заметьте, пьеса называется «Женитьба», но слово «любовь» в ней не встречается ни разу, – акцентировал внимание журналистов Рак. – Его нет! Это мир без любви! О ней никто не думает, и даже никто не говорит. Мы же, в отличие от Гоголя, используем это слово без конца и по любому поводу. Все время говорим о любви, но вокруг идет война – безостановочно. Нобелевская лекция писательницы Светланы Алексиевич заканчивается словами: «Очень сложно сейчас любить».

Что касается режиссерских ходов и технических нюансов, то зрителей, по словам создателей постановки, ожидает погружение в сюрреализм. Причем для «Женитьбы» очень точно воссоздали костюмы тех лет. То есть вроде бы в деталях – каноны и традиции. Но с позиции сегодняшнего дня картинка будет выглядеть совершенно сюрреалистической.

На «Женитьбе» список новинок сезона не закончится. Никита Рак и команда готовят также детскую сказку «Емеля». Премьера намечена на 26 декабря.

– Задача поставить детскую новогоднюю историю – непростая, – убежден Никита Рак. – Каждый раз нужно найти какой-то новый ход – искренний, честный. И при этом остаться в рамках традиции: речь-то идет о всеми любимом празднике. Надо учесть интересы всех – и актеров в том числе. А то некоторых начинает трясти при одном только виде «дедморозовского» костюма. И, конечно, ожидания зрителей очень важно оправдать.