Газета,
которая объединяет

Обувка из Никольского

Народный театр Верхнехавского района выступил в воронежской библиотеке искусств
Рубрика: Культура№ 114 (1974) от
Автор: Анна Жидких

Переаншлаг, наблюдаемый в городской библиотеке искусств им. Пушкина на недавнем спектакле Никольского народного театра, не оставил сомнений: коллектив любим местным зрителем чем дальше, тем больше. Удивляться этому не приходится: театр с почти 120-летней историей и сегодня – в числе «активистов» самодеятельного театрального движения даже по общероссийским меркам.

В целости и сохранности

Выступления никольцев, кроме чисто сценического действа, традиционно имеют одну славную особенность: зрелище предваряет краткий экскурс в историю, повествующий о создании и развитии театра. В исполнении, как правило, сегодняшнего режиссера – ведущего методиста Областного центра народного творчества и кино Светланы Сукочевой. Не обойдемся без такой «лекции» и мы – дабы обозначить «отправные точки» репертуарной политики никольцев и «правил игры» в целом…

Старт этой потрясающей истории пришелся на весну 1894 года. Тогда респектабельные москвичи Константин Константинович и Зинаида Сергеевна Соколовы пожертвовали беспроблемной столичной жизнью ради обустройства глухой воронежской провинции. Он – старший врач, хирург Бахрушинской больницы, она – домашняя учительница, одержимые толстовскими идеями «хождения в народ», перебрались в верхнехавское захолустье по совету друга, воронежского писателя Александра Эртеля, имение которого находилось неподалеку от Никольского. Купили дом героя войны 1812 года, потомственного дворянина Халютина. Но дом оказался гнилым, и новоиспеченные владельцы приняли решение возвести новые, добротные «стены». Эта дубовая («нужно жить в естественных условиях») постройка сохранилась до сих пор…

Следом супруги построили амбулаторию и школу, поскольку главной своей целью изначально выбрали «лечебу и учебу» крестьян. Школа тоже еще цела; там сейчас – сельский клуб. Где и показывают свои неподражаемые спектакли современные никольские артисты.

Памятник – воздвигли

Вернемся, однако, в воронежскую библиотеку: портрет Зинаиды Соколовой работы Виктора Васнецова, водруженный на стоящий на сцене рояль, находился там на протяжении всего выступ­ления никольцев – была на то «уважительная причина». А именно – юбилей Зинаиды Сергеевны, пришедшийся на этот год: 150 лет! Она, дочь почетного гражданина Москвы, благотворителя Алексе­ева, имевшего несколько фабрик золотой нити и озабоченного необходимостью помогать бедным людям, была родной сестрой великого Станиславского. К слову, в любительском театре, созданном Алексеевым-старшим в Любимовке, будущие супруги и познакомились: Константин Соколов, обаятельный студент медицинского факультета МГУ, пришел на спектакль – и увидел Зинаиду Сергеевну.

– Мы решили отметить круг­лую дату этой замечательной женщины небольшим туром, в рамках которого и приехали в Воронеж, – рассказала Светлана Николаевна. – И рассказать публике о том, что создано этим человеком. И еще один момент крайне важен: несколько недель назад коллектив театра поставил памятник на могиле Зинаиды Сергеевны на Алексеевском кладбище в Москве. Умерла она в возрасте 85 лет.

Могила до сей поры была запущенной, никто за ней не ухаживал. И никольцы, ужаснувшись плачевному состоянию захоронения, решили навести там порядок – оформить могилу, поставить памятник. Что оказалось делом непростым: по ходу выяснилось, что не родственники усопшего не имеют на это права...

Счастливая форма

В течение года «ходила» Светлана Николаевна по конторам, которые запрещали установку памятника – и в конце концов добилась своего: «добро» было получено. Никольские актеры «вкопали» монумент в землю своими, что называется, руками. В принципе, случилось то, что должно было случиться. Потому как не сценой единой жив народный театр маленького воронежского села: традиции, однако…

Что же касается непосредственно спектакля – он зрительских ожиданий не обманул. «Происшествия, или Мелкие случаи из личной жизни» по произведениям Михаила Зощенко в постановке Светланы Сукочевой смотрелись на одном дыхании. И завершились раньше, чем народ того желал.

– Зощенко очень сложно ставить, он, на мой взгляд, не сценичный писатель, – поделилась режиссер. – Если уходишь в какой-то быт – автор исчезает. Но вот появился замысел в голове – и раз, и второй. А потом была найдена форма, на которую можно нанизывать рассказ за рассказом.

Форма и правда – счастливая режиссерская находка: начинается спектакль с инсценировки рассказа «Галоша», где персонажи – пассажиры трамвая, в котором гражданин потерял сию специфическую обувку. И дальше массовые сцены с галошами как бы «отбивают» один сюжет от другого, в результате чего плавно переходят друг в друга, выводя на сцену новых героев, образы которых «решены» в заданной стилистике. Замечательный ход, конструктивный. Позволивший спектаклю получиться легким и динамичным, сполна использующим знаменитый авторский юмор (и сатиру тоже). Останавливающим внимание зрителя на оригинальном языке Михаила Зощенко и ярких постановочных акцентах. Добавьте сюда желание и удовольствие, с которыми работают актеры-любители – и поймете, почему их выступление в камерном зальчике библиотеки вызвало настоящую овацию.

Кстати

Спектакль по рассказам Михаила Зощенко «Происшествия, или Мелкие случаи из личной жизни» Народного театра Никольского СДК Верхнехавского района стал лучшим на летнем фестивале «Театральные Дивы-2015» в Дивногорье.  А артисты Александр Ковалев и Марина Хабарова первенствовали в номинациях «Лучшая мужская роль второго плана» и «Лучшая женская роль второго плана». Марина, к слову, знаменита и тем еще обстоятельством, что она – потомственная носительница никольских традиций; прабабушка играла в театре Соколовых.

Прямая речь

«Самое интересное то, что материальная часть созданного Соколовыми в Никольском сохранилась куда хуже, чем не материальная, духовная, – заключает Светлана Сукочева. – В Никольском нет школы, магазина, большие проблемы с транспортом. Но – есть клуб и есть театр. Которому в следующем году исполнится 120 лет».