Газета,
которая объединяет

Живое слово

Воронежский критик проанализировал литературные явления современности
Рубрика: от
Автор:

Профессиональная литературная критика сегодня – раритет не только для Воронежа. Тем значительней факт явления читающему народу очередной книги Вячеслава Лютого «Сны о любви и верности». Лирическое название издания – никак не отражение главенства чисто эмоциональной составляющей в сочинениях воронежского критика: они, как всегда, обстоятельны и доказательны – прежде всего. При том, что выбор объектов авторского внимания, естественно, субъективен.

Все возрасты покорны

Иначе, вообще говоря, без акцентов на строгих личностных предпочтениях, ничего серьезного у пишущего критические обзоры не получится. Поэтому представляется важным отметить то обстоятельство, что Лютый, наряду с маститыми, признанными литераторами, анализирует творчество молодых воронежцев. Некоторые из них уже приобрели относительную известность, имена других, возможно, никто, кроме Вячеслава Дмитриевича, не вспомнит, что само по себе – показатель авторской заинтересованности в детальном исследовании предмета. Заметил, условно говоря, критик перспективного «юношу бледного с взором горящим» – и тот получил свою «дозу» авторитетных оценок, ориентиров для завтрашней работы. Тоже, знаете, нонсенс по нашим временам.

Как у любого читателя, у меня есть свое право выбрать из книжки Вячеслава Лютого самое дорогое. Поэтому – отдельное ему спасибо за обращение к творческому наследию воронежского поэта Станислава Никулина. И к самой личности этого незаурядного человека – тоже (впрочем, в этом плане «лютовский» Никулин не одинок). Неслучайно подзаголовок главки «Словно дудочка певучая» намекает на широту обзора – «стихи и голос Станислава Никулина». Что подчеркивает неоспоримую, на мой взгляд, данность, не всеми замеченную и отмеченную: «стихи» и «голос» – две равновеликие половины одного целого, которое есть особый никулинский дар.

Принципы и споры

«Всю свою творческую жизнь, – пишет критик о поэте, активно работавшем с чужими стихами (Станислав Никулин заведовал отделом поэзии в «Подъеме», составлял коллективные сборники) – он сражался с литературными подделками, наживая себе врагов и недоброжелателей. Но никто не ставил под сомнение его принципиальность и бескорыстность...» И – дальше – стихотворная цитата, ту самую принципиальность характеризующая.

За славою серою лавою
гоняются пестрые мальчики, ненужные стряпают книжки
солидные тети и дяди
и, голосом не обладая,
пытаются быть соловьями.

Сходный подход – к осмыслению творчества и личности другого воронежского мэтра, прозаика Юрия Гончарова. О котором, казалось бы, известно, да и написано предостаточно, но слово Лютого и на этом фоне звучит убедительно и ярко. А местами – и спорно, что – самоценно. «Русская тема не была для него чем-то значимым, – заключает критик. – Кажется, Гончаров более похож на универсального гуманиста, вот только конкретика и зримые подробности его повестей и романов неразрывно связаны с глубинным русским началом...»

Этическая позиция

Любопытны рассуждения Вячеслава Лютого и о творчестве харизматичного москвича Юрия Кузнецова, которое, видимо, критик знает досконально: в книге разобраны даже отдельные стихотворения и поэмы. Но, думается, не только предметные исследования Лютого придают вес его новому сборнику. Так, материалы круглого стола журнала «Подъем», где долгое время трудится Вячеслав Дмитриевич, выясняют роль русской литературы и литературного журнала в современной России. Альтернативных обсуждений (дилетанты не в счет) – поди, найди...

В разделе «Вертопрах и жители города» собраны рецензии на спектакли воронежских театров последних лет – с тем, чтобы представить «читателю – цитирую анонс – панораму важнейших сценических явлений, которые во многом определили творческое лицо столицы Черноземья». Ну, и грех проигнорировать маленькую ремарку «О критике», завершающую книгу. Она четко выявляет этическую позицию автора, уверяющего: «Критика, которая не чувствует радости от обретения хотя бы атома истинной художественности и чистой искренности, не испытывающая благодарности к автору такого маленького дарения читателю или зрителю, – такая критика мертва, и потому – тяжела…» Вячеслав Лютый «критикует», скажем так, поэтически, вдохновенно. Чем и живо его взвешенное слово, всегда окрашенное внятным авторским отношением – к теме, предмету разговора, персоналиям. Литературе как таковой, в конце концов.

Справка «Берега»

Вячеслав Дмитриевич Лютый – литературный и театральный критик, публицист. Родился в 1954 году в городе Легница (Польша) в семье советского офицера. После окончания Воронежского политехнического института работал радиоинженером, служил в армии.

В 1993 году окончил Литературный институт имени М.Горького – семинар критики, учился в аспирантуре. В 1980-90-е годы работал звукооператором театра драмы, электриком, сторожем, заведующим литературной частью в Экспериментальном театре Вячеслава Спесивцева, заведующим московской редакцией журнала «Континент», инкассатором, менеджером коммерческого банка.

Прямая речь

«Очень значимо, насколько художественно ты выразишь свой взгляд на вещи, – подчеркнул Вячеслав Лютый в одном из интервью, – поскольку «суконный» язык рассуждения способен разрушить самые благие намерения говорящего».