Газета,
которая объединяет

Трудности размещения

Как будет развиваться гостиничный бизнес в Воронежской области?
Рубрика: от
Автор:

Воронежская область – новая туристическая столица центра России? Почему бы и нет! В регионе заявлены интересные для потенциальных визитеров проекты, в Сети запущен собственный турпортал, а в скором будущем нам предстоит выбрать и туристический бренд. Если все получится, то в область потянется регулярный поток путешественников, поэтому острым станет вопрос – где же их размещать?

Бизнес на гостях

До недавнего времени Воронежу в плане гостиниц похвастаться было, честно говоря, нечем. В 2014 г. столица Черноземья оказалась на предпоследнем месте в рейтинге российских миллионников по обеспеченности отелями (по данным агентства «Интеррейтинг»). Правда, официальная статистика Ростуризма обнадеживает больше: в минувшем году в регионе работали 136 коллективных мест размещения (КСР, включает отели, гостиницы, пансионаты и даже общежития).

За пять лет динамика роста этого сегмента рынка прослеживается очень четко. Если в 2009 г. в регионе работало 89 гостиниц, в которых отдохнули более 250 тыс. клиентов, то в 2014 г. на рынке были представлены уже 103 разноформатных отеля (гостиницы и аналогичные средства размещения), постояльцами которых стали свыше 306 тыс. человек.

Понятно, что новые гостиницы – это не только потенциальная прибыль для их владельцев, но и инвестиции в регион. Причем речь идет о выгодах разного порядка. Что касается материального уровня: по итогам 2014 г. объем платных услуг гостиниц и отелей превысил 895 млн руб., а в строительство новых КСР предприниматели вложили более 42 млн (статистика все того же Ростуризма).

От порога отеля

Другой момент – рост привлекательности региона. Согласитесь, серьезные инвесторы, особенно из-за границы, вряд ли заинтересуются городом, где всего пара сносных отелей, да и те – суровое наследие Союза. А в мегаполис с десятком первосортных гостиниц бизнесмены потянутся куда охотнее.

Областные власти готовы делать ставку на развитие делового и событийного туризма. Удачный пример – привлечение участников и зрителей на масштабные культурные проекты типа Платоновского фестиваля или выставки «Воронеж – город-сад». Кроме того, в регионе проходят различные отраслевые форумы – для IT-специалистов, экспертов в сфере экономики, бизнеса и инвестиций.

– Массовые мероприятия повышают привлекательность города, во время их проведения идет приток туристов. Это касается и экономической активности города, – уверена замдиректора по развитию гостинично-делового комплекса Benefit Plaza Congress Hotel Оксана Ткачева. – А существенный рост количества гостей в бизнес-отелях стимулирует строительство крупных стратегически важных объектов: торгово-промышленных и производственных предприятий, индустриальных парков.

С коллегой согласна и генеральный управляющий отеля Holiday Inn Express Voronezh – Kirova Ангелина Самадова.

– Привлекая инвестиции в крупные культурные мероприятия в регионе, организаторам важно понимать, насколько Воронеж готов к достойной встрече участников и гостей этого события. Первое значимое впечатление гостя города создается на пороге отеля, – поясняет она.

Кстати, с проблемой острой нехватки мест в гостиницах регион столкнулся во время проведения Первого Воронежского экономического форума в 2008 г. Из-за ограниченности номерного фонда воронежских отелей число участников мероприятия уменьшилось почти вдвое – разместиться в гостиницах удалось примерно 2,2 тыс. делегатов, хотя заявки на форум подавали порядка 4 тыс. человек.

Не брендом единым

Долгое время Воронеж не привлекал внимания крупных гостиничных сетей, но в 2013 году ситуация кардинально изменилась. В областном центре открылся отель сети Hilton Worldwide – Hampton by Hilton, а затем и Holiday Inn Express Voronezh – Kirova (входит в группу IHG). Следующий «брендовый» пик пришелся на 2015 год: свой отель «Mercure Воронеж Центр» запустила международная сеть Accor, в ноябре планируется ввод в строй Ramada Plaza Voronezh City Centre (международная гостиничная сеть Wyndham Hotel Group), а в перспективе – запуск отеля Marriott. Кстати, все они расположены в центральной части города.

– Различных гостиниц в центре действительно много, а на периферии значительно меньше. Почему – наверное, вопрос девелопмента: больше проходимость людей, есть возможности для реконструкции зданий под эти нужды, – предполагает руководитель отдела маркетинга и продаж «АМАКС Парк-отеля» Анна Щебетина.

МЕСТный вопрос

Хватает ли Воронежу сегодня номерного фонда отелей? По мнению самих отельеров, по крайней мере, в областном центре – вполне.

– На рынке достаточно качественных услуг в гостиничной сфере – вне зависимости от звездности и страны происхождения марки, под которой работает объект, – подчеркивает Ангелина Самадова. – Существует здоровая конкуренция между достойными игроками, имеющими важное влияние на формирование имиджа индустрии гостеприимства Воронежа.

По ее мнению, остается только содействовать привлечению кадров в гостиничную сферу и поддерживать учебные заведения в качестве экспертов-практиков.

Ее коллега Анна Щебетина видит перспективу в развитии индустрии гостеприимства в выходе за пределы областного центра.

– Думаю, необходимость в появлении новых гостиниц есть не в Воронеже, а в относительно крупных городах региона – например, Нововоронеже или Боброве. Вероятно, там можно говорить об организации мини-отелей – это более подходящий вариант для небольших по численности райцентров, – предполагает эксперт.

А генеральный менеджер гостиницы «Hampton by Hilton» Юлиана Дьяконова ситуацию на гостиничном рынке Воронежа радужной не считает – по ее словам, в областном центре не хватает качественного номерного фонда.

– Помимо вопросов с качеством, есть и другие – например, необходима более стабильная ценовая политика. В первую очередь, развития в этом направлении требует средний ценовой сегмент, а luxury-отелей много быть не должно, – уверена представитель гостиницы.

Кстати, все топ-менеджеры отелей отказались озвучить цифры по загруженности своих объектов – это коммерческая тайна. Впрочем, по словам руководителя департамента культуры и архивного дела Воронежской области Эмилии Сухачевой, средний коэффициент загрузки КСР не превышает сегодня 30%. Свои плоды должна принести реализация предложенных для развития туризма проектов, о которых «Берег» писал не так давно – это обеспечит ежегодный прирост турпотока на 10%, а загруженность отелей увеличится до 45%.

То есть увеличение числа туристов не заполнит существующие гостиницы даже наполовину. Зато проблем добавится – взять хотя бы недостаток парковочных мест в центре. Брендовые отели ведь появляются не в пригороде, а на престижных, но запруженных транспортом улицах. Но об этом – отдельный разговор.