Газета,
которая объединяет

Угроза – сверху

Кто ответит за упавшее на людей дерево?
Рубрика: от
Автор:

Горожане еще хорошо помнят весенние катаклизмы. В мае нынешнего года не устоявшие под натиском порывистого ветра деревья «хоронили» автомобили, дома, электросети. Виновными во всех смертных грехах тогда были признаны природа и погода.

Вспомним и о двух как минимум случаях «свободного падения» в 2010 году. В первый раз свалившийся тополь чуть не убил семилетнего мальчика. Ребенок выжил, но попал в реанимацию с травмами позвоночника.

Через полтора месяца пострадала 16-летняя девушка – на нее рухнуло дерево на улице Туполева. Падали деревья летом 2013 года во время сильных ливней – на машины, дома и людей.

Наломало дров

В этом году воронежцы пережили две «волны» «массового падежа» – в марте-апреле и мае-июне. Эти случаи мы уже описывали на страницах «Берега» (см. №34 за апрель 2015 года в материале «Ветер, ветер, ты могуч» и №50 за май 2015 года в заметке «Стихийные выходные»). Тогда разбушевавшаяся стихия, конечно, вновь «наломала дров», потрепала провода, но люди, как сообщали нам спасатели, не пострадали. Зато они претерпели осенью.

Это произошло 21 сентября на детской площадке рядом с домами №3 по улице Ржевской и №131 по улице Димитрова. Внешне здоровое дерево рухнуло прямо на детскую площадку, где в это время находились две женщины и маленький мальчик... Об этом мы рассказывали в №92 за сентябрь 2015 года в материале «Без вины невинов­ные». С тяжелыми травмами женщин и ребенка доставили в больницу, где они и находятся по сей день.

И сильный ветер или другие природные катаклизмы здесь уж точно ни при чем. Трагедия случилась в тихую и ясную погоду. Значит, винов­ник кто-то другой. Вопрос – кто?

С кого спрос

Придомовые территории, по идее, обслуживает управляющая организация. Получается, с коммунальщиков и спрос? Однако брать ответственность на себя они не спешат.

Руководитель УК Левобережного района Владимир Болотов прокомментировал ситуацию так. То, что случилось на детской площадке – конечно, жуткая история. Но по закону – за зелеными насаждениями должен следить собственник «ареала произрастания», а на кадастровом плане отмечено, что земельный участок, где росло злополучное дерево, находится вне зоны обслуживания компании. Вместе с тем, руководитель организации заявил, что готов оказать материальную помощь пострадавшим людям… Если, конечно, они обратятся за помощью.

Болотов, правда, не пояснил, кто поставил детскую площадку на «не разграниченной территории»…

Нужна ревизия

Не секрет, что даже явно аварийных деревьев в городе много.

– На сегодня, – говорит Ольга Фролова, руководитель Общественного совета по вопросам ЖКХ, – такие насаждения представляют серьезную угрозу. Особенно это касается старого жилого фонда. Управляющие организации, как могут, открещиваются от этих насаждений, поскольку вырубка деревьев, опиловка – работы дорогостоящие.

Однако полностью снять с себя ответственность в подобных случаях, считает эксперт, у организации вряд ли получится. В управе Левобережного района подтвердили: право собственности на участок, где росло злополучное дерево, не разграничено. Говоря попросту, в кадастровом плане не указано, что земля является чьей-то собственностью (в этой ситуации, скорее всего, речь идет о владельцах жилья). Но дело тут не в том, что «велосипед не мой». А в том, что фактически жители близлежащих домов этой землей пользовались как дворовой. Впрочем, все подробности сейчас выясняют следователи в ходе доследственной проверки. И вот что интересно: если дело о причинении тяжкого вреда здоровью все-таки возбудят по факту, а не в отношении кого-либо, каким образом потерпевшие смогут защитить свои права? С кого спросят?

– Конечно, в федеральном законодательстве очень много дыр, в которые можно не просто пролезть, а пройти впятером. Есть те, кто этим пользуется. И с аварийными деревьями – как раз случаи показательные, – считает Ольга Фролова.

Кстати, на так называемых недворовых территориях городское управление экологии выявляет сухостой, но во многих дворах, где хозяйничают УК, этого не делает никто. Местные жители, с их слов, просили организацию привести в порядок насаждения, но их просьбы, как говорят, «ушли в космос».

По мнению Фроловой, в городе уже назрела необходимость массовой ревизии-экспертизы зеленых насаждений. Однако, подчеркнула она, нужна именно муниципальная программа, в рамках которой не только горожане вызывали бы специальные службы для устранения сухостоя. А сами службы по плану обследовали бы насаждения.

В тему

Управа Левобережного района по обращениям граждан, а также при выявлении специалистами на магистральных улицах, общественных территориях опасных (фаутных, сухостойных) деревьев проводит систематическую работу по их удалению или санитарной обрезке. Так, в течение года в рамках выделенного из бюджета города финансирования вырублено 133 таких дерева, кронировано – 156.

Кстати

Еще одна «угроза сверху» поджидает воронежцев. Это – аварийные балконы. Многие из них нуждаются в капитальном ремонте. Черед пришел не только балконам на вековых памятниках архитектуры, но и на домах, возведенных в 60-70-е годы. Обычно такой ремонт обходится очень дорого, в условиях кризиса такую роскошь собственники жилья позволить себе не могут. Потому часто все обходится лишь «марафетом».