Газета,
которая объединяет

Мыслитель из Воронежа

Петр Астафьев – «писатель в высшей степени серьезный, умный»
Рубрика: от

Имя Петра Евгеньевича Астафьева – русского философа, нашего земляка, на долгие годы было предано почти полному забвению.

По линии отца Петр Евгеньевич происходил из известного греческого рода – Кантакузинов, переселившегося в начале XVIII в. в Россию. Родился он в семье  надворного советника Евгения Петровича Астафьева, одного из самых видных деятелей времен проведения в Воронежской губернии крестьянской, земской и судебной реформы, и его жены, принадлежащей к вологодскому дворянскому роду Чубаровых  – Натальи Федоровны, 8 (20) декабря 1846 г. в деревне Евгеньевка Острогожского уезда Воронежской губернии.

До 1863 г. образованием Астафьева занимался нанятый отцом гувернер-немец, доктор Штейнмюллер, хорошо подготовивший мальчика к поступлению в гимназию. Петр сразу был зачислен в 7-й класс Воронежской губернской гимназии, которую окончил через год, в 1864 г. К этому времени относится публикация в газете «Воронежские губернские ведомости» его первого литературного опыта – путевого очерка «От Острогожска до Ивановки». После окончания гимназии П.Е. Астафьев поступил в Московский университет, где, обучаясь на юридическом факультете, слушал лекции Б.Н. Чичерина. Преподавателем философии в это время был П.Д. Юркевич, один из самобытнейших русских умов, стоявший у основания собственно русской философии, оказавший сильное влияние на мировоззрение Астафьева. После окончания университета Астафьев сначала два года был кандидатом на судебные должности, в 1870 г. – стипендиатом Демидовского юридического лицея в Ярославле для подготовки к профессорскому званию, где в 1872 – 1876 гг. преподавал философию права как приват-доцент.

Отдельной книгой была издана вступительная лекция Астафьева «Монизм или дуализм? Понятие и жизнь», которой он открыл свою преподавательскую деятельность. В конце 70-х гг. Астафьев в качестве мирового посредника был направлен в Подольскую губернию, где в 1880 г. выпустил два экономических обзора: «Последнее девятилетие экономической жизни Подольской губернии» и «Очерки экономической жизни Подольской губернии». Астафьев активно занимается публицистической деятельностью, выступает со статьями в газетах и журналах, с 1876 г. публикуется в консервативном «Русском вестнике» М.Н. Каткова, в 1876 – 1878 гг. в «Русской газете», литературную часть которой организовал совместно с Н.П. Аксаковым. В 1881 г. Астафьев был приглашен М.Н. Катковым в императорский лицей цесаревича Николая для работы преподавателем.

В 1885 г. при содействии Каткова Астафьев поступил на службу в Московский цензурный комитет. С 1890 г. он становится приват-доцентом историко-филологического факультета Московского университета, где преподает философию права. Несмотря на то, что Петр Евгеньевич был широко известен благодаря своей общественной и публицистической деятельности, он жил часто в долг, нередко был выручаем Катковым, получал лишь 80 руб. за лекции в университете и постоянно нуждался в деньгах. Астафьев был непрактичен в житейских делах, не умел обустраиваться. И в то же время был стоек в своих убеждениях, сочетал в себе философскую и мировоззренческую искренность с простотой веры и неумением льстить. За свою консервативную позицию, бескомпромиссность философских воззрений он нажил себе много недругов, закрыл путь к росту в академической карьере. При этом в его доме всегда было много гостей. К.Н. Леонтьев писал в письмах к Вл. Соловьеву об Астафьеве: «Это писатель в высшей степени серьезный, умный, сведущий… Я его уважаю… это хороший русский человек».

Астафьев был одним из основателей и авторов журнала «Вопросы философии и психологии», членом связанного с журналом Московского психологического общества, участвуя почти во всех его заседаниях и делая доклады. Астафьевым был написан и целый ряд работ по философии: «Учение гр. Л.Н. Толстого в его целом», статья «К спору с г. Вл. Соловьевым», опубликованная в «Русском вестнике» (1890, №10), «Воля в знании и воля в вере», «К вопросу о свободе воли», «Страдание и наслаждение жизни», «Вера и знание в единстве мировоззрения (Опыт начал критической монадологии)». В своих философских работах Петр Евгеньевич выступал с критикой материализма, социально-политических утопий, как демократического характера, так и католической теократии по плану Вл. Соловьева, противопоставляя им чистоту и силу веры, православное христианство, благую волю свободного человека и основанное на ней нравственное чувство.

Петр Евгеньевич скончался в возрасте 46 лет от разрыва сердца 7 (19) апреля 1893 г. Философ Н.Я. Грот, узнав о его смерти, написал об Астафьеве в «Вопросах философии и психологии» как о мыслителе, занявшем «видное место среди родоначальников самостоятельной русской философской мысли».

Исследователями творческого наследия П.Е. Астафьева принято относить его к консервативному направлению русской мысли и к кругу неославянофилов, в среде которых он был известен и весьма уважаем. Астафьев часто публиковался в различных изданиях именно этого направления, печатал в них, главным образом, свои литературно-критические статьи. Теоретик русского самодержавия Л.А. Тихомиров ставил его в один ряд с И.В. Киреевским, К.Н. Леонтьевым, М.Н. Катковым, Н.Н. Страховым, Ю.Н. Говорухой-Отроком. Той же точки зрения придерживались философы К.Н. Леонтьев и В.В. Розанов, священник И. Фудель и др.

Сергей Ряполов