Газета,
которая объединяет

А поутру они проснулись

Общественность не против вернуть вытрезвители. К чему бы это?
Рубрика: Социум№ 92 (1952) от

Тема вытрезвителей пошла по новому витку спиральной истории. В конце 90-х воронежцы бурно обсуждали их закрытие, и в новом веке «заведения» пали под напором общественного негодования. За полтора десятка лет былое отношение к вытрезвителям плавно сменилось желанием вернуть всю ответственность даже за личные проблемы властям. Как будто малые дети долго добивались чего-то от родителей, добились и стали ныть: нет, не хотим больше, пусть будет, как раньше!

«Левада-центр» недавно сообщил: 80% россиян поддержали возвращение вытрезвителей. Против 14%. В начале века результат был обратным.

Возрождение знаменитых в СССР ЛТП (лечебно-трудовых профилакториев для алкоголиков) одобрил 81%, принудительную госпитализацию психбольных – 75%. В 90-х СМИ дружно клеймили «карательную психиатрию», которая массово ставила оппонентам власти диагноз «вялотекущая шизофрения». Ее ликвидировали в 1988 году. Теперь, похоже, пришла пора ей возродиться?

Вернуть вытрезвители в крупные города предложил в 2013-м Совет Федерации РФ. В марте этого года министр здравоохранения Вероника Скворцова выступила за платные вытрезвители. В августе депутаты Госдумы предложили принудительно госпитализировать неадекватных людей по вызовам соседей или родственников.

Не имеет будущего тот, кто не знает прошлого. Вот хроники.

Сержант разбудит. Как человека…

В 2001 году на НТВ состоялся диспут «Народ против вытрезвителей», широко обсуждавшийся населением. МВД взывало к милосердию: вот лежит пьяный, может замерзнуть, умереть от сердечного приступа – нужна ему помощь? Значит, нужны вытрезвители; там врач всегда дежурит.

Другой аргумент: кто защитит нас от пьяных хулиганов?

Но на вопрос: разве это не обязанность милиции – бороться с хулиганами, как трезвыми, так и пьяными? – МВД затруднилось с ответом.

Оппоненты негодовали: ЛТП и трезвяки называются медицинскими, но никакого отношения к медицине не имеют. Если человек идет «выпимши», но никому зла не делает, за что его надо тащить в трезвяк? Нет криминала – не имеет права милиция запихивать в свои «бобики» тех, кому помощь не требуется.

МВД пугало словами «вши», «открытая форма туберкулеза», «СПИД», «сифилис». А что, спрашивали оппоненты, трезвяки лечат сифилис? И что хорошего, если рядом с бомжами уложат случайно попавшего в трезвяк добропорядочного отца семейства? Разве в стране сухой закон? Наоборот, власть ведет себя, как рекламный Петр Первый: водку пить будем и державу поднимем! Но государство уже ловит тебя после рюмки. Одни говорят: ловят садисты, готовые отбить почки и печень, привязать к спецкреслу и отобрать деньги. а МВД уверено: добрые люди с дубинкой просто довезут тебя к месту отдыха, где врач окажет помощь, уложат спать и поздравят с добрым утром, вернув содержимое твоих вчерашних карманов в полной сохранности; а уж о почках, ребрах и печени и речь вести смешно. И про спецкресла в вытрезвителях – гнусная клевета.

Но тут появился депутат, который инспектировал трезвяки в Твери и видел не только кресла, но и как «пользуют» в них клиентов. Конфуз вышел полный. А МВД в ответ на полном серьезе показало видео, как милиционер в трезвяке заботливо подтыкает клиентам одеяло.

Оппоненты МВД привели факты, как в трезвяки забирают даже трезвых – для выполнения плана «работы» и денежных сборов. МВД возражало: никаких планов нет, а забирают лишь тех, кто хулиганит или, наоборот, нуждается в медпомощи. Но тут встал еще один свидетель: утром после трезвяка он прошел экспертизу и представил документ об отсутствии следов алкоголя в крови. МВД с усмешкой заявило: ну да, его ведь уже «вытрезвили»! А вообще, такой документик можно запросто купить.

Выходит, никто не может доказать, что не был пьян? Вытрезвители абсолютно неподконтрольны обществу! Человек получил насильственные платные «услуги», лишился кошелька или ребра, а утром уже поздно выяснять, пил ли он вообще.

МВД ответило, что недобросовестных милиционеров в вытрезвителях не держит, у всех сотрудников там чистые головы, горячие руки и холодные сердца, или как там... В общем, контроль общества вытрезвителям не требуется. Есть начальство, оно и бдит.

Слава о вытрезвителях в народе широка, утверждали оппоненты, все знают, что в трезвяках обирают клиентов – и не бомжей со вшами, а приличных. Но МВД упрямо твердило: денег не берем и никого не бьем, потому что приказов обирать и бить руководство не издавало!

Оборона вытрезвительной крепости

Еще в 1999 году на сессии городского Совета Воронежа депутаты Кудрявцева, Воробьев и Овчинников ставили вопрос о закрытии вытрезвителей. Но «совмещенцы» (главы райадминистраций) его блокировали, хотя все опросы показывали неприязнь электората к вытрезвителям.

Новый мэр Ковалев и депутаты горсовета обещали перед выборами покончить с трезвяками – как с проклятым наследием прошлого. В июле 2001-го в повестке сессии появился вопрос о прекращении финансирования вытрезвителей. Это вызвало гнев прокуратуры, управления юстиции и ГУВД, и в двух газетах появились статьи о том, как трезвяки несут разумное, доброе, вечное. И как без них наступит разгул преступности, сифилиса и туберкулеза. А другие СМИ регулярно писали о зачистке кошельков в трезвяках, «ласточках» и дубинках, как одного сделали инвалидом, а другого вообще убили.

Начальник ГУВД прислал депутатам письмо: вы что там, мол, с ума посходили?! Преступники, бомжи, сифилис – как же их не изолировать? А ссылки ваши на злоупотребления не состоятельны: сотрудники вытрезвителей честно трудятся в поте лица своего, и нарушений за ними почти не числится.

Губернатор Кулаков тоже отписал, что закрывать вытрезвители нецелесообразно.

Областной прокурор Бояркин направил Совету представление на пяти страницах: нет, мол, у вас никакого права лишать трезвяки финансирования! Сам министр МВД велел такие вопросы согласовывать с милицией (приказ №517 МВД РФ от 21.08.1997). А вам, депутатам, наоборот, велено изыскивать для них дополнительные средства. И мнение отдельных депутатов «не может служить основанием для решения о прекращении их финансирования»; трезвяки хоть и называются медицинскими, это – подразделения милиции общественной безопасности.

Прокурор расписал, какие блага несут трезвяки. Как растет число пьющих, и сколько совершают они преступлений, как пьяный человек провоцирует преступников, а вытрезвители спасают его от грабежа и насилия. (При чтении этого эпизода один из депутатов неприлично захихикал.)

Сколько лиц, находящихся в розыске, задержано с помощью вытрезвителей. Сколько выявлено туберкулезников и сифилитиков. А депутаты снова отметили: бомжей в трезвяки обычно берут редко, а «пользуют» тех, с кого есть что взять; те наверняка были бы благодарны милиции за соседство с сифилитиком. Если б знали.

Прокурор сообщил: «милиция доставляет из общественных мест граждан… в виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность».

Депутаты сочли это индульгенцией, позволяющей милиции тащить в трезвяк любого. Эстетику, значит, определяет сержант. И вспомнили, как недавно пьяный сотрудник Лискинского вытрезвителя зарезал двух проводниц электрички, отказавшихся везти его без билета; менталитет-с!

В целом представление прокуратуры депутатам стало гимном великой миссии вытрезвителей, милости народу от властей. Для его же, дурака, пользы.

Прослушав это, депутаты заявили, что трезвяки не закрывают, а только отказывают им в финансировании. Если обладминистрация хочет взять их на себя, флаг ей в руки. Но вот письмо Совету: денег на это дело она не даст, потому что их нету.

Депутаты проголосовали дружно: финансирование перекрыть.

Представители прокуратуры были очень разочарованы. Кто-то из них даже грозно произнес: это еще не все! Тоже мне, блин, нар-родные!..

Нельзя. Но если очень хочется, то можно

До 2003-го шесть вытрезвителей в Воронеже прожили без финансирования из горбюджета: перебивались на средства из ГУВД, областного бюджета, кормились тем, что Бог послал. Но ни один не закрылся.

В 2003-м депутаты Кудрявцева и Холденко открыли новый фронт: в Госдуму пошли письма-требования рассмотреть вопрос о закрытии вытрезвителей. «Решение депутатов обосновано многочисленными случаями физической расправы, грабежами, смертельными случаями доставляемых в медвытрезвители граждан».

В ответ им прислали Заключение юридического отдела Госдумы: «Само существование этих учреждений не содержит юридических оснований. Ни в одном законе, включая ФЗ «О милиции», правовой статус медицинских вытрезвителей не указан… Деятельность их нарушает нормы международного права, Конституцию РФ и федеральные законы».

Сказано также в Заключении: защитники трезвяков ссылаются на приказ №106 МВД СССР от 30.05.1985 и «Положение о медицинском вытрезвителе». Однако они противоречат ряду федеральных законов. Например, позволяют силой доставлять в трезвяки граждан, которые законов не нарушают, а находятся «в степени опьянения, оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность».

Вопреки ст.17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вытрезвители занимаются незаконной медицинской деятельностью.

«Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, статье 21 Конституции РФ, никто не может быть подверг­нут насилию». Однако Положение предписывает именно насильственное доставление, раздевание и укладывание.

Постановлением губернатора установлены тарифы на услуги вытрезвителей. «За оказание медицинских услуг вытрезвителя установлена плата, хотя согласно ст.41 Конституции РФ медицинская помощь в госучреждениях оказывается гражданам бесплатно».

Все это – систематическое и грубое нарушение Конституции и законов РФ.

Вывод: «Существование и функционирование медицинских вытрезвителей не имеет под собой юридической основы, нарушает права человека и зачастую вместо обеспечения общественного порядка способствует совершению преступлений в отношении лиц, доставляемых в медвытрезвители».

То есть – при живой Конституции РФ сеть трезвяков по всей стране живет по Положению 85 г. от МВД СССР, сильно ей противоречащему.

После этого Заключения Госдумы воронежский губернатор подписал документ о ликвидации вытрезвителей. А его пресс-служба разослала в СМИ пылкий документ, пронизанный горечью – от названия «Любимый город может пить спокойно» до финальных строк: «…так что придется хорошо отметившим горожанам замерзать на улицах с мыслью о том, что их право на такой вид отдыха соблюдено».

Создавать альтернативу трезвякам никто не собирался. ГУВД заявило, что сотрудники патрульно-постовой службы будут подбирать пьяных и отправлять их в РОВД. Поводы для задержания прежние: алкогольное опьянение, нарушение общественного порядка и безнравственный внешний вид.

Мой приятель, довольно известный в городе человек, вышел поздно вечером со свадьбы и стал ловить такси. Но его самого поймали, запихали в милицейский «бобик» и отвезли в «обезьянник». Там обшмонали и нашли деньги. А подарочные часы он снял еще в «бобике» и спрятал в потайной кармашек: дорогая память. Милиционеры оформили бумагу на оказание «услуг», забрали деньги и выставили его на улицу.

Ночь. Он отправился пешком домой и почти дошел, но его остановил другой «бобик». «Ребят, –сказал он, – я уже побывал, у меня ни копейки нету, а живу я – вон окна». «Ребята» обыскали его и отпустили. Дома он сунулся в кармашек, а часов нету.

За 15 лет силовики в России очень окрепли. А контроль общества за ними ослаб, и слово «конституция» потеряло былой смысл. Видимо, мечта силовиков ухаживать за пьяными скоро сбудется: народ хочет вытрезвителей. Так утверждает «Левада-Центр».

КСТАТИ

Ни в одной из цивилизованных стран вытрезвителей нет. Пьяными занимаются медики. Трезвяк – чисто советское изобретение. Но даже во времена СССР на Кавказе и в Прибалтике не было вытрезвителей. Объяснение тому простое: там никому не позволено унижать мужчин. Правда, мужчины там и сами себя уважают…

Комментарии

Галина Кудрявцева, экс-депутат городской Думы:

– Вы не представляете, каким был раньше вал обращений ко мне от воронежцев по поводу произвола в вытрезвителях, сколько сломанных судеб, сколько людей стали инвалидами... А сегодня таких обращений нет вообще. Потому что нет этих шарашек, и в Воронеже пьяными хулиганами занимается полиция, а пьяных беспомощных везут в больницу – БСМП, «Электронику», 8-ю… Те, кто за возвращение вытрезвителей, наверное, просто забыли, какую жуткую шарагу они хотят возродить, все-таки больше десяти лет прошло. За эти годы в Думу регулярно вбрасывали идею воссоздать трезвяки – то милиция-полиция, то обладминистрация… Я категорически против этого! Забывших прошлое обязательно карает будущее.

Александр Скоморохов, врач-травматолог:

– Доставка пьяных в больницы – не просто головная боль для нас, а катастрофа! В основном это маргиналы, но есть и приличные люди. Их обязана обследовать целая бригада врачей, и только представьте себе это. Многие агрессивны, кидаются в драку. В вытрезвителях их было кому сдерживать, а здесь – врачи, медсестрички… Больницы превращаются в гадюшник, отравляя жизнь персоналу и пациентам. Случалась и поножовщина (врачи ж не полиция, чтоб их обыскивать). Устраивать для пьяных особое отделение с охраной и всем необходимым у больниц нет средств; наоборот, уже сами больницы сокращают. Я не вижу выхода; прежние вытрезвители – плохо, но то, что сегодня – просто катастрофа.

Наталья Куликова, руководитель пресс-службы ГУ МВД по Воронежской области:

– В полиции работают люди служивые, дискуссии о вытрезвителях здесь неуместны: что наверху решат, то мы и будем исполнять. Прикажут открыть вытрезвители – откроем.

Александр Орлов, зам. главврача Воронежского областного наркодиспансера:

– Нет, возвращение вытрезвителей – не выход. Работать с пьяными должны врачи. Я считаю успешным опыт Башкирии: там под патронажем общественных организаций созданы приюты для пьяных, не способных самостоятельно передвигаться, дежурят врачи, а охраной занимаются ЧОПы. Финансирует приюты городской бюджет.