Газета,
которая объединяет

В зоне рискованного земледелия

Воронежская драма в ожидании «Гамлета»
Рубрика: Культура№ 92 (1952) от
Автор: Анна Жидких

На недавней встрече с журналистами, предварившей открытие нового сезона в Воронежском академическом театре драмы им. Кольцова, в «главной роли» выступил художественный руководитель Владимир Петров. Что естественно: репертуарную политику театра выстраивает именно это «должностное лицо». А что, как не репертуар, интересует зрителя прежде всего?

Замахнется на Шекспира

Итак: до конца года кольцовцы представят четыре премьеры. Первую – «Метель» по одноименной повести Пушкина – мы увидим уже 1 октября. На Малой сцене; постановку осуществляет режиссер Никита Рак. На 23 октября намечена премьера спектакля «Море» по трем рассказам Бунина. Эта режиссерская работа, выполняет которую сам Петров, осваивает Большую сцену театра.

– Я не подстраивался под дату, так само собой получилось: 22 октября – день рождения нашего великого земляка, 145-летие Ивана Алексеевича Бунина, – отметил Владимир Сергеевич. – Прекрасный стимул для того, чтобы спектакль получился хорошим…

Следом опять придет черед Никиты Рака – он будет ставить гоголевскую «Женитьбу». А под занавес года театр предложит маленьким зрителям новую сказку – ее станут показывать после традиционных «елочных представлений». Чтобы «ребенок понимал: театр – это праздник».

В 2016-м Владимир Петров замахнется на Вильяма нашего Шекспира – собирается ставить «Гамлета». Кого видит в главной роли – откровенничать не захотел. Но кого-то – явно видит; без четкого режиссерского понимания, кто из актеров «потянет» центрального персонажа, эпохальные произведения не ставятся.

Живучая «Чайка»

Дальше будет советский, как почему-то принято его величать, драматург Александр Володин – «С любимыми не расставайтесь». Воплощением этой пьесы займется Никита Рак. Следом в планах – Антон Павлович с вечным своим «Вишневым садом».

– Это уже я буду ставить на Большой сцене – если Бог даст сил, денег, везения и прочих нужных вещей, – поделился Петров. – И еще планируется Кальдерон: давно не было в нашем театре испанской драматургии – с плащом и шпагой, интригами, хорошим стихом и прочими красотами.

Планы, согласимся, грандиозные. Остается дождаться их воплощения. К тому же новому «Вишневому саду» – интерес повышенный. Ведь спектакль под таким названием в Кольцовском театре уже шел – в постановке Анатолия Иванова…

– Да, шел. Вы знаете, у меня и по поводу «Чайки» (петровский спектакль позапрошлого года, закрепившийся в репертуаре) были большие сомнения. Мне казалось, что Воронежу это не очень нужно, – признался Владимир Сергеевич. – Что воронежский зритель желает отдыхать, ищет чего-то легкого, смешного, игривого, веселого, яркого… Но «Чайку» поставить очень хотелось: я понимал, о чем буду говорить. И сейчас радостно удивлен тем, что на «Чайку» у нас билеты продаются все и всегда, до сих пор. Эта история и сподвигла меня на продолжение работы с Чеховым.

Без Интернета

– Ставить Чехова, не имея собственного прочтения, собственного взгляда на него, просто неприлично, – прозвучало далее. – У критиков вообще есть мнение, что надо запретить ставить Чехова – лет на пять. Потому что все зрители знают следующую реплику… Посмотрим! Вообще все планы, все мечты – это лишь легкий абрис будущей картины. И что получится в итоге – прогнозировать крайне трудно. Чем хорошо наше дело и чем оно ущербно – так это тем, что мы работаем в зоне рискованного земледелия. Можно иметь очень хорошие составляющие спектакля – артистов, сценографию и так далее – и в итоге получить нечто, практически никому не нужное… Так что про «Вишневый сад» уместно сейчас сказать только то, что это будет другое, относительно предыдущего, прочтение. С другими актерами. С другим, наверное, зрителем. Конечно, пьесу не ставил разве что ленивый. И повторять чужие ходы не хочется. Но в любом случае спектакль обойдется без современных одежд и сотовых телефонов; Раневская не будет получать почту через «mail.ru». Не окажется там и каких-то таких новаций, когда все на сцене молчат, а текст идет субтитрами на экране. Чехов тем и велик, что у него нет ничего лишнего и случайного. Переписывать классику не надо. Нужно только переосмысливать. Главное ведь в нашей работе – что? Чтобы все, что делается в театре, нравилось актерам и режиссеру – в надежде на то, что мы не очень отличаемся от обычного зрителя своим пониманием жизни, своим прочтением бессмертных произведений.

Так или иначе – тенденция налицо. Причем весьма четкая.

– Мы, как вы видите, поворачиваемся всем корпусом к классике, – заключил худрук. – Хотим говорить о серьезных вещах. Растить публику и актеров наших на серьезной драматургии. На высоком слоге. На глубоких, проверенных временем взаимоотношениях человека с миром, с реальностью.

Чужого – не надо

Владимир Сергеевич, продолжив рассуждать про «поворот к серьезу», подчеркнул: есть вещи, которые рождаются вне зависимости от конъюнктуры или необходимости обращения к классике. А «просто потому, что душа созрела». Что и хочется донести до зрителя – «своего». Не того, который приходит на заезжую антрепризу поглазеть на то, «как Лариса Гузеева ходит по сцене. А потом всем рассказывать, что «видел Гузееву».

Вообще касаемо актерской занятости Петров сказал, что рассчитывает только на своих актеров.

– Я не могу приглашать кого-то со стороны, ставить на приглашенных исполнителей, как это принято в Москве и Петербурге. Там миграция актеров из театра в театр, на конкретную роль – совершенно закономерна. Дело привычное. Правда, и у нас тем же способом действует Михаил Бычков, приглашая актеров других театров в тот или иной свой проект. Мне это кажется не совсем правильным: театральному режиссеру надо рассчитывать на то, что у тебя есть. И пьесы брать, исходя из этого. В нашем «Гамлете» будет занята почти вся труппа, «С любимыми не расставайтесь» – также очень большой, многонаселенный спектакль. «Вишневый сад» – тоже никак не пьеса на двоих-троих.

Труппа, кстати, пополнилась: в театр пришли актер ярославской школы Денис Казандайкин, представительница красноярской «штудии» Анна Шимохина, а из Луганска прибыл Артур Платов.

Финальным аккордом встречи прозвучало приглашение директора Игоря Чижмакова на спектакли кольцовцев наступившего сезона, 214-го по счету: «Мы полностью готовы принимать публику…»

В тему

В сезоне 2015-16 годов  Владимир Петров планирует не только поставить премьерные спектакли, но и восстановить старые. Так, в новой редакции зрители увидят постановки худрука «Мост короля Людовика Святого» и «Приручение строптивой».