Газета,
которая объединяет

«Звучит как голос поэтессы»

В Воронежской филармонии открылся 90-й симфонический сезон
Рубрика: Культура№ 90 (1950) от
Автор: Ирина Костенко

Он начался с ярких произведений русской классики. Концерт прошел при полном аншлаге. Слушатели оказались благодарными – артистам дарили необычайно роскошные букеты, требовали выходов «на бис», провожали овациями.

Тройной юбилей

В этот вечер гости Воронежской филармонии услышали три мощнейших произведения русской классики. Это – концерт Д.Д. Шостаковича для виолончели с оркестром №2, Торжественную увертюру П.И. Чайковского «1812» и симфонию №2 Геннадия Ставонина. Дирижировал оркестром Владимир Вербицкий, народный артист России и главный дирижер Воронежского симфонического оркестра. Солиста, талантливого виолончелиста Гавриэля Липкинда, пригласили из Израиля.

К слову заметить, учился музыкант у доброго друга Мстислава Ростроповича. А в начале карьеры ему даже довелось играть вместе с Мсти­славом Леопольдовичем.

– Программа концерта получилась интересной, – рассказал перед началом концерта его ведущий Бронислав Табачников, – она отражает три пласта русской музыкальной культуры, от Чайковского до Ставонина.

К тому же «юбилейным» получился почти весь концерт – в этом году мы празднуем 175-летие Чайковского, 80 лет исполнилось бы воронежскому композитору Геннадию Ставонину, а торжественная увертюра «1812» перекликается с 70-летием Победы…

Всегда актуально

Представление началось с инструментального концерта Д. Д. Шостаковича. Считается, что это произведение – одно из самых сложных для исполнения. Его часто исполнял Мстислав Ростропович. Оно, собственно, и посвящено великому виолончелисту.

– Кто-то говорит, что это подражание Прокофьеву, однако произведение написано под впечатлением от общения с Анной Ахматовой. И виолончель в этом концерте звучит, словно голос поэтессы, – пояснял Бронислав Табачников.

Концерт и впрямь «звучал» божественно, настраивая аудиторию на вдумчивое, внимательное прослушивание.

Симфония Геннадия Ставонина вызвала неподдельный интерес у публики – ведь это, по словам некоторых зрителей, «уже про нас, про воронежцев». А Ставонин – очень яркий представитель воронежской музыкальной школы, оставивший нам богатое наследие. Конферансье поведал аудитории забавный случай из биографии композитора.

– Знакомство Ставонина с музыкой произошло случайно. Отец его был стахановцем, и ему, как стахановцу, в награду подарили… пианино. Тогда композитор был совсем маленьким мальчиком, но уже начал пробовать играть, а со временем «вошел во вкус».

Завершала концерт «Увертюра «1812». И здесь трудно не догадаться об аналогии с современностью – с празднованием юбилея Великой Победы 1945 года. У Чайковского ликование и радость победы выражено в исполнении «Боже, царя храни» – сдержанном, убедительном и вместе с тем торжественном. И более ста лет спустя это звучит не менее актуально.

Тем временем

К юбилейному сезону филармонии выпущена книга об истории Воронежского симфонического оркестра. Издание иллюстрировано редкими фото. Примечательно, что за всю историю существования оркестр пропустил только один сезон – во время Великой Отечественной войны.

В тему

Предстоящий сезон обещает быть насыщенным. 1 ноября в филармонии состоится праздничный концерт. Он очень тесно переплетается с литературой. Любители классической музыки смогут услышать оперу П.И. Чайковского «Мазепа»  по поэме А.С. Пушкина «Полтава». Этим произведением будет объявлено закрытие Года литературы. Два концерта оркестр даст в Санкт-Петербурге, в филармонии имени Д.Д. Шостаковича.