Газета,
которая объединяет

Дольше века длится

Никольский народный театр отметил свое 115-летие
Рубрика: Культура№ 107 (1390) от
Автор: Анна Жидких

Это был праздник из разряда тех, на которые приходят только близкие друзья и благожелательные поклонники. И первых, и вторых – хватило, когда в прошлую субботу на набережной водохранилища неподалеку от Чернавского моста народ собрался отметить великую, в прямом смысле слова, дату. Похвалиться тем, что живет и здравствует 115 лет, может, наверное, единственный театр в России. И родина его – село Никольское Верхнехавского района Воронежской области.

Собственно, круглых дат, достойных «всенародного гуляния» – две. Кроме 115-го дня рождения, никольцы в 2011-м отмечают 110-летие с момента посещения театра Константином Сергеевичем Станиславским. Прародитель отечественной режиссуры приходился родным братом Зинаиде Сергеевне Соколовой, которая вместе с мужем, Константином Константиновичем, основала народный театр в затерянном воронежском захолустье.

Пришли в народ

Начало этой удивительной истории датируется 1894 годом. Тогда благополучные, респектабельные москвичи Константин Константинович и Зинаида Сергеевна Соколовы пожертвовали столичной жизнью ради обу­стройства глухой воронежской провинции. Он – старший врач, хирург Бахрушинской больницы, она – учительница, одержимые толстовскими идеями «хождения в народ», перебрались в Никольское по «наводке» друга, писателя Александра Эртеля.

Стараясь преобразить жизнь местных крестьян, Соколовы построили в Никольском две школы, больницу, посадили большой парк; он и сегодня – само величие, хотя и порядком подзапущенное. А со временем решились на создание крестьянского театра, который «благословил» сам Станиславский: побывав в Никольском (проездом на юг), Константин Сергеевич не только одобрил начинание родственников, но и дал бесценные, надо думать, консультации.

Столетняя с хвостиком жизнь Никольского театра беспроблемной, разумеется, не была. Коллектив переживал самые разные периоды театральной жизни и бытования: тяжелейшие – в том числе. Но – не сдался и не умер. А совсем наоборот: пример никольцев – другим наука. То, с каким рвением и бескорыстием служат сегодняшние артисты своему театру, дорогого стоит. Результаты – закономерные: на фестивалях театрального любительского искусства этот коллектив – неизменно в лидерах.

Главное – любовь

Успехи Никольского театра последнего времени – заслуга сотрудника областного Центра народного творчества Светланы Сукачевой. Несколько лет назад она возглавила коллектив, что называется, по необходимости. Больше некому было: специалистов, согласных регулярно ездить на репетиции в Никольское из Воронежа – не пруд пруди.

Светлана Николаевна, взвалив тяжеленную ношу, с такой любовью и ответственностью занялась своим режиссерским делом, что единомышленников и помощников у нее с каждым годом прибывало. Росла и крепла труппа: сегодня в ее составе – даже профессиональный артист есть, актер ТЮЗа Григорий Южаков, за что ему честь и хвала. Непрофессиональные коллеги Григория тоже самых добрых слов заслуживают – с учетом стараний, отдачи своему актерскому делу. И не важно, что кто-то более артистичен, кто-то менее, а кто-то и вовсе не способен совместить сцену и органику поведения. Главное, как совершенно справедливо заметила на празднике Светлана Николаевна, – любовь. Если явление осенено ею – оно всегда явление. Вот и тянутся к народному театру увлеченные люди из соседних с Никольским Вишневки и Малой Приваловки, Верхней Хавы и Воронежа… В труппу, в которой сегодня насчитывается порядка двух десятков человек, путь не заказан никому.

В бытовом, так сказать, плане привечает артистов-любителей директор Никольского Дома культуры (и одновременно театра) Нина Шугаева – на протяжении двадцати лет! Она и встретит как надо, и проводит. И вкуснейшей (по отзывам) печеной тыквой накормит, и теплый плед при необходимости подаст (как, к примеру, автору этих строк). Настоящая хозяюшка, одним словом. И, кроме того, одна из ключевых артисток театра; заметно, что любая роль ей – в истинное удовольствие.

Полезный игрок

Сегодня никольцы, в репертуаре которых – постановки по произведениям Шукшина, Тендрякова, Островского, Гоголя, Вампилова, много гастролируют по области. А для празднования юбилея выбрали «Женитьбу Бальзаминова» – самый, наверное, любимый артистами и зрителями спектакль, поставленный Светланой Сукачевой.

– Спектакль живет уже четыре года, – рассказала Светлана Николаевна. – С учетом специ­фики существования театра на селе это продолжительный срок. Часто бытовые ситуации приводят к тому, что спектакли перестают жить: уходят актеры, еще что-то… А вот «Бальзаминов» прочно держится в репертуаре – наверное, потому, что мы очень любим и спектакль, и главного героя, благодаря которому находимся сегодня здесь.

Я, признаться, тоже люблю Евгения Яковлева, исполнителя роли Михайло Дмитрича Бальзаминова, давней любовью – не только за отношение к театру, но и за талант. Это исполнитель, умеющий сделать живым и интересным, симпатичным зрителю любой образ. И способный к особой актерской зоркости, к принятию на сцене оперативных решений: это даже не дар импровизатора – нечто большее. Человек, не снижая градуса действа и не выходя, что называется, за рамки роли, может аналитически оценивать работу партнеров и, при необходимости, «вытаскивать» на себе провальные (условно говоря) сцены.

Тепло и светло

Замечательный Евгений и постарался сделать праздник праздником. Настоящим, с атмосферой (которой, кроме всего прочего, вообще отличается Никольский театр). Нашел славное местечко на Пет­ровской набережной. Убедил изумившуюся сей инициативе Светлану Николаевну в том, что в тамошний архитектурный контекст реально «вписать» декорации «Бальзаминова». И даже фуршет самостоятельно организовал – по окончании спектакля и поздравлений от областного Центра народного творчества. Причем, что тоже показательно для никольцев, «пир на весь мир» закатили не только для артистов, как делают в профессиональных театрах – для зрителей тоже.

Было тепло, светло и очень душевно. Причем не только за фуршетными столиками (позаимствованными в ближайшем кафе) со сладостями, фруктами и шампанским. Грел и сам спектакль – наперекор противному дождику, закапавшему минут через пять после его начала. Зрители, расположившиеся на скамеечках практически вплотную к импровизированной сцене, дружно достали зонтики. А у артистов выбора не было: как начали играли на кураже – так и продолжили. В мокрых от дождя и холодных от берегового ветра костюмах… Браво!

Полноценный показ всегда провоцирует на то, чтобы выделить кого-то из исполнителей, но наш случай – особый. Нет артиста, которого не хотелось бы похвалить: неувязки при подобных экспериментах неизбежны, но в целом все получилось здорово. Старались и те, кому достались маленькие роли, и те, кто входил в разряд «основных действующих лиц». В числе последних – Марина Хабарова, сыгравшая купеческую дочь Капочку. Знаменита Марина не только этим обстоятельством, но и тем, что она – потомственная носительница Никольских традиций; прабабушка играла и театре Соколовых! Вот такая преемственность – уму, честно говоря, непостижимая…