Газета,
которая объединяет

«Дохрюкались» до лимита?

Правительство РФ задумалось об ограничении поголовья скота в ЛПХ
Рубрика: Экономика№ 83 (1943) от
Автор: Юрий Бабаян

Свершилось: правительство Российской Федерации задумалось об ограничении численности поголовья скота в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ). Предложение, о котором говорили очень давно, уже всерьез рассматривается в кабинете министров.

«Тысячесвинное» подворье

Чем так не устроили высшее руководство страны коровы, свиньи, овцы и козы на личных подворьях? Основных моментов два. Первый – сугубо экономический. Крестьянин, выращивающий в ЛПХ живность, освобожден от уплаты налогов за свою деятельность. Ведь по сути он занимается производством продуктов питания для собственных нужд. А господдержку получать может. И получает ее исправно.

Так, по данным департамента аграрной политики Воронежской области, только за
2014 г. владельцам подворий было направлено в виде государственной поддержки на ведение хозяйства без малого 14 млн руб. Возможно, в масштабах области сумма и не самая крупная, однако в условиях кризиса и она становится довольно значимой, требует повышения степени контроля над ЛПХ со стороны властных структур. А возможностей для подобного контроля у органов местной и государственной власти как раз и не так много, из чего выплывает вторая причина, по которой правительство задумалось о лимите для частников.

Как отмечал в ходе визита в Воронежскую область руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, в 90-е годы было принято настолько либеральное законодательство о личных подсобных хозяйствах, что на территорию ЛПХ сегодня не может зайти для проведения проверки никто: ни ветеринарный инспектор, ни представитель Россельхознадзора или Роспотребнадзора. В то же время, животные с подворий могут болеть так же, как и на крупных предприятиях, да и производство продукции животноводства на продажу (тех же мяса, молока, яиц, мясных и молочных продуктов) может проходить с нарушением норм и правил.

Плюс – сама численность скота в ряде личных подсобных хозяйств нередко сопоставима с крупными животноводческими комплексами. Для Воронежской области, возможно, проблема эта и не столь насущна, но в Ставропольском крае ЛПХ, в которых выращивается под 15 тыс. овец и свыше 1,5 тыс. голов КРС – отнюдь не редкость. Только вдумайтесь: 1,5 тыс. быков! Количество, сопоставимое с мощностью крупного мясо-молочного комплекса, владельцы которого, однако, не платят налогов и не проводят ветеринарных мероприятий! Понятно, почему инициатива об ограничении численности скота на подворьях исходила именно со стороны ставропольского губернатора. И однозначно, что она получит поддержку со стороны других коллег по губернаторскому цеху.

– Когда губернатор Воронежской области Алексей Гордеев был министром сельского хозяйства, он неоднократно говорил о необходимости ограничения численности скота на подворьях, – вспоминает Сергей Данкверт. – Был момент, когда на Ставрополье разгулялась африканская чума свиней, и нам пришлось заходить здесь на подворья с целью проведения карантинных мероприятий. И что мы видели? Тысяча свиней – не редкость. Сто свиней – у каждого второго! И это – в первой угрожаемой зоне!

Занимательная арифметика

До какого же показателя правительство может снизить максимальное количество голов скота в личных подсобных хозяйствах? Однозначного ответа на этот вопрос пока что не существует. «Это будут рациональные нормы», – заверяют в Минсельхозе. Однако для каждого рациональность своя.

Так, глава Ставропольщины Владимир Владимиров предлагает ограничить число животин пятью головами КРС и 20 головами овец. Если крестьянин желает иметь большее поголовье, он должен будет зарегистрироваться как фермер или же создать сельскохозяйственное предприятие.

Это сулит новые сложности для животноводов, потому что в таком случае от них потребуется обеспечение поголовья необходимыми для выпаса сельскохозяйственными угодьями, которых сегодня у владельцев подворий либо нет, либо они имеются, но в явно недостаточном количестве. По мнению Владимира Владимирова, эта ситуация приводит к настоящему вредительству со стороны владельцев подворий и созданию социальной напряженности на селе.

– Настоящую напряженность создаст как раз бездумное внедрение лимита, – парирует Владимир Коваленко, всю жизнь занимающийся разведением живности в собственном хозяйстве на юге Воронежской области. – Предположим, разрешат мне оставить только пять голов КРС. И предположим, что есть у меня три коровы, каждая из которых принесет по одному теленку. Получается, из-за того, что в течение какого-то времени у меня будет на одну голову больше разрешенного числа, мне нужно регистрироваться фермером? Зачем, если в течение круглого года у меня не будет этих разрешенных пяти голов?

Впрочем, необходимость государственного регулирования ЛПХ крестьянин все же признает, считая, что владельцев подворий нужно и облагать соответствующими налогами, и обязывать проводить необходимые ветеринарные мероприятия.

– В конце концов, если ты содержишь даже две-три коровы, то понятно, что преследуешь не только цели обеспечения продуктами своей семьи, – поясняет он. – А коли ты выходишь с продуктами на рынок, то должен полностью решить вопрос с безопасностью продаваемого мяса или молока.

Бизнес без контроля

– Такого, что есть в России, нет ни в одной стране мира, – говорит Сергей Данкверт. – Если ты занимаешься животноводством и реализуешь производимую продукцию населению, то это – бизнес. А бизнес должен платить налоги и следить за безопасностью продукции – в тесном взаимодействии с ветеринарной и другими контролирующими службами. А так получается, что мы защищаем права отдельно взятого владельца ЛПХ, в то же время терпя многомиллиардные убытки и многомиллионные потери того же свинопоголовья из-за АЧС. Логики в этом нет.

О том, что личные подсобные хозяйства стали сегодня мощной отраслью экономики региона, свидетельствуют и цифры департамента аграрной политики Воронежской области. Как сообщили корреспонденту «Берега» в ведомстве, сегодня в регионе насчитывается свыше 350 тыс. ЛПХ, которые производят свыше 40% от общего объема производимой в области сельскохозяйственной продукции. Понятно, что здесь – колоссальный резерв для увеличения доходной части консолидированного бюджета субъекта федерации.

Кроме того, только в 2013 г. на компенсацию за свинопоголовье, уничтоженное в связи со вспышкой АЧС, из областного бюджета было потрачено свыше 62 млн руб. Как знать, возможно, этого ущерба можно было бы избежать, если бы над личными подворьями законодательство позволяло осуществлять положенный контроль.

И это – не просто слова. По мнению руководителя управления ветеринарии Воронежской области Сергея Капустина, человеческий фактор в личных подсобных хозяйствах является одной из основных причин возникновения вспышек АЧС, наряду с неконтролируемой миграцией дикой фауны. Впрочем, в регионе уже давно ведется работа по снижению численности свиней на подворьях и в небольших фермерских хозяйствах, которые не в состоянии обеспечить необходимые нормы биологической защиты. Так, на сегодня у мелких фермеров в области осталось менее 3 тыс. свиней.

– Но с частным сектором гораздо сложнее, – говорит Сергей Иванович – В каждый двор не зайдешь, не увидишь, не проконтролируешь. Поэтому угроза остается. А нормативно-правовой базы для регулирования ситуации у нас не имеется.

В регионе, кстати, ситуацию эту пытались исправить. Вышли, например, с законодательной инициативой в Государственную Думу – с целью внести изменения в закон «О ветеринарии» в части наделения полномочиями субъектов федерации через принятие на региональном уровне нормативно-правовых актов. Кроме того, губернатор Алексей Гордеев направлял письмо в министерство сельского хозяйства с предложениями о внесении изменений в федеральное законодательство с целью регулирования отрасли. Не исключено, что шаги воронежской власти тоже повлияли на факт того, что в правительстве задумались об ограничении численности скота на подворьях.

Большие и маленькие

Как именно будет оформлено ограничение численности скота и птицы на подворьях, узнаем уже меньше, чем через месяц – глава правительства Дмитрий Медведев дал срок министру сельского хозяйства Александру Ткачеву изучить вопрос и представить свои предложения до

23 сентября. Впрочем, по предварительным данным уже известно, что предложение ставропольского губернатора Владимира Владимирова не будет принято в изначальном виде. Министерство более склоняется к увязке численности поголовья к количеству сельхозугодий, имеющихся в наличии у владельца ЛПХ.

В этой связи, например, крестьянам Воронежской области могут установить совсем небольшие лимиты: в регионе львиная доля земли распределена между крупными сельскохозяйственными предприятиями и фермерскими хозяйствами. Земельные паи там, где люди их сохранили, тоже вряд ли помогут – выделить отдельные участки поля не позволит федеральное законодательство.

Фермеры по всей стране уже начали комментировать в СМИ предполагаемый лимит как очередной шаг, направленный на поддержку крупных сельхозтоваропроизводителей, пусть и в ущерб малому производству.

– Это – излюбленное оправдание для владельцев ЛПХ, – парирует Сергей Данкверт. – И при вспышках АЧС об этом тоже постоянно говорили, хотя от заболевания страдали и крупные комплексы. Однако потом выяснялось, что и на крупные площадки вирус был занесен именно из ЛПХ. Поэтому отрасль производства животноводческой продукции на подворьях должна обязательно регулироваться государством.

Это интересно

«Привет» хрущевским новациям

Как напоминает «Коммерсант», ограничения, которые предложено ввести правительству, имеют исторический аналог — хрущевские реформы 1950-х годов, когда площади участков, предоставляемых колхозникам для ЛПХ, были сокращены (с 0,25-0,5 га до 0,1-0,25 га), что вызвало отток около 7 млн человек сельского населения в города. Ограничение же численности индивидуального скота у рабочих совхозов и принуждение колхозников сдавать свой скот государству в счет мясозаготовок вызвали сокращение поголовья.

«Государству приходилось в той или иной мере компенсировать эти потери путем расширения общественного животноводства, а для этого требовались комбикорма, фураж», что вызвало «превышение расходов зерна над заготовками и неизбежное «проедание» государственного резерва зерна, а затем и сокращение золотого запаса», пишет в работе «Характерная страница аграрной истории России» Илья Зеленин из Института российской истории РАН.

В тему

Попытка №2

Ограничить поголовье скота в личных подсобных хозяйствах уже пытались в 2009 году. Тогда с данной инициативой выступали ставропольские депутаты. Авторы идеи указывали на то, что некоторые ЛПХ перенасыщены поголовьем скота, чем доставляют неудобство своим соседям, в том числе антисанитарией. В Госдуму был внесен законопроект, который предлагал наделить власти субъектов федерации правом ограничивать по своему усмотрению количество животных в ЛПХ. Однако документ так и не был принят.

Кстати

Кого поддержат рублем?

По информации департамента аграрной политики Воронежской области, основным видом государственной поддержки личных подсобных хозяйств в рамках реализации мероприятий региональной государственной программы «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка» является предоставление им субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам и займам на развитие собственной деятельности.

Данная субсидия предоставляется в размере 100% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального Банка России, действующей на момент заключения кредитного договора, но не более фактических затрат по уплате процентов.

В 2014 году указанная субсидия предоставлена 852 владельцам личных подворий на общую сумму 8,45 млн руб.

В целях предотвращения заноса и распространения вируса африканской чумы свиней на территории Воронежской области, а также для реализации мероприятий по переходу личных подсобных хозяйств граждан на производство продукции альтернативных свиноводству видов животных, в 2014 году в области предоставлялись субсидии за счет средств регионального бюджета владельцам личных подсобных хозяйств на компенсацию части затрат за приобретенное маточное поголовье крупного рогатого скота.

Эту субсидию получили в 2014 году 147 граждан на компенсацию части затрат на приобретенное в количестве 236 голов маточное поголовье крупного рогатого скота на общую сумму 5,4 млн руб.

Перечисленные меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств населения осуществляются и в 2015 году.

Мнение

Без кампанейщины

По словам президента Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств (АККОР) Владимира Плотникова, перерегистрировать скот в ЛПХ фермеров «вынуждает административный произвол». Объединение уже предлагало Минсельхозу провести мягкую легализацию таких фермеров с предоставлением им льгот и господдержки. С реакцией на новшества Белого дома АККОР обещает определиться по итогам встреч с фермерами в августе.

«Кампанейщина тут не нужна, у нас и так поголовье падает! Меры должны быть щадящими»– отмечает он.