Газета,
которая объединяет

Воск с ними

В ВЦСИ прошла очередная встреча со специально приглашенным гостем
Рубрика: Культура№ 83 (1943) от
Автор: Сергей Попов

Искусство – дело тонкое. Поиск нетривиальных форм иногда заводит страждущих за ту грань, где уже никакого искусства не остается. Что неудивительно: нередко арт-деятелям банально не хватает вкуса и чувства стиля.

Объяснение найдется

«Современная художница» Наташа Тимофеева, встреча с которой состоялась на днях в Воронежском центре современного искусства, кажется, как раз из стана тех, кто экспериментирует ради экспериментов. В полутемной маленькой комнатке девушка из Москвы рассказывала о созданных ею и ее арт-группой «Электрозавод» объектах, только на первый взгляд кажущихся чем-то относительно необычным.

Рассказывала так, что слушать было непросто: талантом говорить гостья явно не отличается. Зато у Тимофеевой не отнять таланта подводить идеологическую основу под любое случайное движение. На каждый ход найдется объяснение – было бы желание объяснять. Вот, к примеру, одна из работ – восковой слепок пустоты женской сумки. Сумка, по мнению художницы, является показателем социального статуса женщины, а воск – «женским материалом»: мягким и пластичным.

Как и практически все деятели современного искусства, Наталья пробовала себя в жанре перформанса. Представьте себе картинку: девушка в черных очках, изображая слепоту, идет по улице при помощи поводыря-мужчины. Маленькая деталь: мужчина, в свою очередь, изображает собаку: идет на четырех конечностях, на поводке. Круто? Наверное. Только искусство-то здесь при чем?

Без бокала нет вокала

И таких примеров – будь то создание объектов или проведение мероприятий – набралось порядка двух-трех десятков. На многих девушка останавливалась подробно, решив, видимо, что она – Энди Уорхол, и ее работы жутко интересны миру…

Три года назад группой художников, в которую вошла и Наталья Тимофеева, было открыто некоммерческое выставочное пространство на площадке «Электрозавода». Оно явилось примером самоорганизации авторов, самостоятельно подготовивших цех для выставок. Эти люди сделали ремонт, сконструировали передвижные стены, чтобы зонировать пространство. Правда, жалуется Наталья, руководство завода всячески препятствует развитию «уголка искусства» на своей территории. Как именно? «Запрещает пить и курить, а также требует соблюдения пропускной системы». Как говорится, без комментариев…

В принципе, все бы ничего, если бы ребята не стремились выдать свое хобби за искусство и так рьяно не делились бы с окружающим миром идеями, пришедшими в их головы. Ведь подобные идеи, будем откровенны, – довольно дешевая и распространенная вещь. Гораздо проще наломать гвоздей, наплевать, присыпать все это пеплом и назвать инсталляцией «Последний день Помпеи», чем сделать нечто оригинальное, но внятное. Вот где придется действительно приложить усилия!

Так уж случилось, что в нашей стране человек с фотоаппаратом автоматически считается фотографом, а с гитарой – музыкантом. Специалистами в той или иной области зачастую числятся те, кто сам себя так называет. Доколе, блин? Современное искусство в этом смысле – точно такое же поле деятельности, как и прочие. С эпизодическими яркостями, достаточно редко встречающимися талантами и бесконечным множеством серости. Увы.

Справка «Берега»

Воронежский центр современного искусства – некоммерческая общественная организация, созданная группой воронежских художников и кураторов. Один из наиболее активных региональных центров актуальной культуры в России. Выставки ВЦСИ многократно номинировались на национальную премию в области современного искусства «Инновация». За время работы центра были показаны проекты ведущих отечественных художников, среди которых Таус Махачева, Сергей Сапожников, ЗИП (арт-группа), Анна Титова, Александра Сухарева, Евгений Антуфьев и др.