Газета,
которая объединяет

Практики пасторали

В Дивногорье выставили труды участников арт-резиденции
Рубрика: от
Автор:

Проект реализовывался три недели: именно столько времени потребовалось художникам из России, Киргизии, Казахстана и Германии для создания работ в рамках арт-резиденции «Культурный ландшафт: от представления к содействию», проходившей по 17 августа в Дивногорье. Результаты их творчества объединены в выставку «Наблюдения открытого пространства».

Под небом голубым

Несмотря на то, что кураторы выставки Яна Малиновская и Михаил Лылов рассказывали о представленных экспонатах на подробной экскурсии, творчество участников напрашивалось на свободную трактовку; тут, в принципе, ничего нового – современное искусство на однозначное прочтение априори не рассчитано. Благо пищи для размышлений гостям хватило.

В частности, прозрачные щиты, которые изваял воронежец  Егор Астапченко, претендуют на коррекцию пространства: дают ключ к пониманию того, как прежде выглядел сегодняшний дивногорский ландшафт. Дабы уяснить для себя, «что было и что стало», Егор расспрашивал аборигенов-хуторчан. Они припомнили, что в незапамятные времена местность существенно изменили взрывы меловых див – того требовало строительство железной дороги. И художник нанес очертания былого пейзажа на пластиковые таблички: смотришь сквозь них вокруг да около –  и как бы имеешь возможность видеть невидимое: «здесь и сейчас» накладываются на «вчера и позавчера».  А  киргизский автор Валерий  Руппель  «разбросал» большие знаки препинания по дивногорским угодьям, таким образом окрасив их эмоционально.

Всего обнародовано 13 работ, выполненных 18-ю  художниками; большинство объектов выставлены под открытым небом. Они – предсказуемо разные; это тоже отличительная черта сборных выставок современного искусства. К примеру, алматинский автор Алексей Шиндин в триптихе  «Обратная связь» выткал «ковры» из растений и объектов.  А наша землячка Евгения Ножкина, специализирующаяся на работе с тканью, придумала ностальгическую разработку  «Дорогие сердцу» – собрала воедино предметы быта жителей хутора, ставшие ненужными.  Даже допотопная швейная машинка нашлась: когда-то с ее помощью местная мастерица обшивала все село...

Живая территория

– Участники  резиденции старались тесно общаться с дивногорцами, проводили для них кинопоказы, –  рассказал Михаил Лылов. – Мы даже организовали радио «Голос Дивногорья»: брали интервью у людей и транслировали их по радиоприемнику.

Сделанному, между прочим, в форме уха. И этот рупор оказался не единственным «звуковым» развлечением хозяев и гостей мероприятия: им предложили концерт – выступления поэтов и музыкантов. Особым вниманием  публики пользовался  немецкий художник и музыкант Олаф Хохгерц, представивший чудный  музыкальный инструмент, сконструированный собственноручно. Гигант из деревянного бруса и  металлического кабеля (того и другого – по 35 метров!)  выдавал мелодии по мотивам  «Звездных войн». А мастер-класс, проведенный  Натальей Краевской и Ильей Орловым, преподал деревенской ребятне науку голландских живописцев XVII века – открыл секреты реликтовой техники...

Организаторы подчеркивают: проводя исследовательскую, по сути, арт-резиденцию в Дивногорье,  они ставили задачей  обозначить и развить художественные процессы, помогающие сохранять уникальность этого места – хутора, музея, памятника природы.

– Дивногорье – не просто трогательная пастораль, как кажется на первый взгляд, – уточнили Яна и Михаил. –  А живая территория со множеством практик – повседневных, научных, туристических, художественных...

перспектива

22 августа в музее-заповеднике «Дивногорье» начнет работу экспозиция под открытым небом «Детство земли». Одноименный проект в 2014 году стал победителем ХI грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В.Потанина в номинации «Технологии музейной экспозиции».

«Детство Земли» – это рассказ об эволюции, помещенный в контекст истории идей, пытавшихся объяснять закономерности мироздания. Какие «технологии» использовала природа, создавая великое многообразие форм жизни? Какие тайны скрывает невидимый невооруженным глазом мир микроорганизмов, «сотворивших» современный ландшафт Дивногорья?..

Подготовка экспозиции шла на протяжении всего весенне-летнего сезона. Ведущее место в ней отведено кинетическим прозрачным контейнерам с 3D моделями геологических и палеонтологических объектов, а также с иноцерамами, белемнитами и другими подлинными находками. В программе открытия экспозиции – мастер-классы от арт-фабрики Tribe «Отпечатки» и «Геометрия мела», кураторская экскурсия по экспозиции, планетарий под открытым небом.  Все мероприятия – бесплатные.

тем временем

В тамбовском краеведческом музее открыта выставка природного, архитектурно-археологического музея-заповедника «Дивногорье» под названием «Лошадь. Equus. Hippos».  Посетителям показывают уникальные палеонтологические находки, в том числе – скелет дикой лошади, кремневые орудия труда, панорамы археологических раскопов. В 2004 году на территории Дивногорья открыли памятник эпохи палеолита – многоуровневое скопление костей диких лошадей со следами очевидного присутствия древнего человека, что подтверждается обнаружением каменных орудий. В музее-заповеднике собрана единственная в мире крупная и компактно датированная коллекция костяков дикой лошади эпохи плейстоцена возрастом 14-12 тысяч лет.

«Эквус» – родовое название лошади. А от греческого «иппос» происходят знакомые нам слова – например, «ипподром». Знаете ли вы, что предок современной лошади был ростом с кошку? Почему, в отличие от мамонтов и других животных ледникового периода, лошадь не вымерла, а сумела приспособиться? Какое самое любимое лошадиное лакомство? Где, кроме ипподромов, лошадей можно встретить в современном мире? На эти и другие вопросы отвечает выставка, представляющая коллекции с двух археологических памятников: места гибели диких лошадей «Дивногорье-9» и стоянки древнего человека «Дивногорье-1», возраст которых 14-12 тысяч лет. Посетителям предоставлена возможность не только узнать множество интересных фактов про лошадь, но и попробовать себя в археологии и палеонтологии – самостоятельно раскопать и определить древние кости, и даже измерить свой рост в лошадях.