Газета,
которая объединяет

Потому что без воды…

Многие водоемы Воронежской области могут исчезнуть под влиянием «человеческого фактора»
Рубрика: от
Автор:

О том, что вода – бесценный ресурс, который нужно беречь, знают даже школьники. Но почему-то далеко не все взрослые «дяди и тети» помнят об этой прописной истине. Конечно, водные запасы нашей области бедными не назовешь, однако и они не безграничны…

Под влиянием человеческого фактора водоемы региона засоряются, мельчают и в итоге  просто исчезают с лица земли. Впрочем, все очевидно. Свалки на берегах, перепаханные и засеянные поймы – это сейчас привычные городские и загородные «пейзажи». А использование рек в качестве сливных ям всеми кому не лень – от крупных предприятий до рядовых селян и горожан – воспринимается будто какая-то коммунальная услуга.

Что посеешь…

Берега рек и других водоемов распахивают в нашем регионе нещадно. Увы, пагубная практика удобна: площади посевов большие, земля хорошая, неподалеку – вода. Примеров тому долго искать не приходится.

Так, еще летом прошлого года в редакцию нашего издания обращались жители Семилукского района и рассказали, что в нескольких населенных пунктах «пашут берега». Особенно, мол, достается притоку Дона – реке Ведуга (см. «Берег» №81 от 31.07.2014).

А в этом году на распашку земель возле Дона посетовали уже жители и дачники из деревни Гнездилово Рамонского района.

«Администрация Рамонского района Воронежской области передала уникальные территории заливных лугов реки Дон в аренду под земли сельскохозяйственного назначения. Луга и дороги вдоль реки в районе деревни Гнездилово были перепаханы и засеяны злаковыми культурами. В течение многих десятилетий заливные луга оставались нетронутыми, на них произрастала трава, используемая на корм. А теперь вместе с лугом перепахали и дороги вдоль реки, и все подходы к ней, что привело к невозможности для сотен жителей и дачников деревни свободно проходить к реке для летнего отдыха. Многие семьи с маленькими детьми не в состоянии добраться до водоема. «В месте общедоступного спуска теперь забор!», – пишет Ольга Проскурякова, одна из активисток, обратившихся за помощью в различные инстанции.

Виктор Ступин, руководитель регионального Росприроднадзора, подтверждает: действительно, факт распашки земельного участка в пределах водоохранной зоны налицо – специалисты ведомства выезжали «на место» и проводили рейдовый осмотр.

– Далее результаты проверки мы передали в соответствующие структуры областного правительства, которые в свою очередь также провели проверку, – говорит руководитель.

В администрации Рамонского района сообщили, что «прибрежная полоса реки Дон от уреза воды до земельного участка выдержана по всей протяженности и составляет 50 метров. Проход к реке никто не ограничивает». Словом, все в норме. Специалисты департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области дают тот же ответ…

Итог разбирательств, казалось бы, должен успокоить и экологов, и госслужащих, и радеющих за природу воронежцев. Пашут там, где можно. К слову, как и в случае с прошлогодней историей.

А успокаиваться, как выясняется, пока рано.

– Это все же водоохранная зона, – рассуждает руководитель Управления Росприроднадзора, – и распашка этих территорий воздействует на водоемы весьма негативно. Гораздо лучше, когда в водоохранных зонах растут травы, кустарники, деревья… Растительность укрепляет почву и не дает грунтам «сползать» в реку. А значит, предохраняет водоемы от заиливания.

Но «лучше» – не значит «обязательно». Поправки, внесенные в Водный кодекс, позволяют распахивать водоохранные зоны, защищая лишь прибрежные полосы. Поэтому остается надеяться на сознательность аграриев и местных властей, которые, возможно, изберут разумный режим распашки и засева. Особенно на берегах малых рек.

Малые реки – большие проблемы

Хворостань, Хава, Девица, Чигла, Россошь, Ивница… Все это так называемые малые реки. В Воронежской области они составляют основную долю водных потоков.

Эти небольшие водные объекты наиболее уязвимы и восприимчивы к внешним воздействиям окружающей среды, к изменениям ее природных компонентов. Не говоря уже о пресловутом «человеческом факторе». Небрежное отношение к этим водоемам приводит к их исчезновению. Ученые подсчитали, что с 1964 года и до настоящего времени 31 водоток региона длиной от 10 до 27 километров канул в Лету. То есть исчез. Ранее эти небольшие водоемы входили в речную систему Дона. Вполне вероятно, предполагают некоторые ученые, что количество высохших водотоков длиной менее 10 км значительно больше. Деградация речной сети в большей мере затронула южные районы области. По мнению экологов, малые водотоки требуют особой заботы и внимания, поскольку сохранение их – прямой путь к сбережению водных ресурсов региона. Но пока у наших малых рек – одни лишь большие беды.

Обеспокоенность экологов в особенности вызывает состояние реки Подгорная, куда сливаются сточные воды с очистных сооружений ОАО «Комбинат мясной Калачеевский», а также бытовые стоки поселка и города Калач. В последнем случае это – 1600 м3 в сутки. Количество загрязняющих веществ на сбросе значительно превышает допустимые параметры. Так, содержание органических веществ при сливе выше разрешенного в 32,2 раза, азота аммонийных солей – в 73,3 раза, фосфатов – в 3,7 раз.

Реки Гнилуша и Девица также страдают от загрязненных сточных вод. Ветхие очистные сооружения не в силах справиться с поступающими объемами стоков. И в водоемы поступает невероятное количество вредных веществ. Уже после очистки в стоках, сливающихся в Девицу, концентрация солей азота аммонийного превышает предельно допустимые нормы в 112,0 раз, фосфатов – в 24,6 раза, солей железа – в 3,7 раза, нефтепродуктов – в 3,2 раза. Хуже того, исследования показывают, что водные стоки, поступающие в Девицу, испытывают еще и вторичное загрязнение. То есть… после очистных сооружений концентрации вредных примесей становится еще больше!

Попытки «реанимировать» водоемы области, в том числе и малые реки, предпринимаются. Но пока они оставляют лишь желать лучшего.

Винегрет для очистки

Многострадальное водохранилище пока худо-бедно справляется с поступающими в него нечистотами. «Водохранку» спасает природная способность к самоочищению и самовосстановлению. Однако экологи бьют тревогу: эта способность водоема не бесконечна. И наше уникальное воронежское море вскоре может и правда превратиться в сливную яму.

С определенными проблемами приходится сталкиваться левобережным очистным сооружениям мощностью 305 тыс. куб. м в сутки (ЛОС). На большинстве предприятий Левобережья неэффективно работают локальные очистные сооружения, что приводит к поступлению на ЛОС производственных сточных вод с нефтепродуктами, солями тяжелых металлов, жиров, синтетических поверхностно-активных веществ, сульфатов, хлоридов – попробуйте справиться с таким незапланированным «винегретом»! По данным многочисленных исследований, количество этих веществ, поступающих в водохранилище вместе со стоками, во многих случаях определяет превышения предельно допустимых концентраций в десять и более раз!

Недоочищенная вода сливается в воронежское море и с водоподъемных станций (ВПС), «нормативно-чистые» воды (без дополнительной очистки) поступают от ТЭЦ-1 и других предприятий Воронежа. Нередко возникает опасное «тепловое» (термическое) загрязнение воды, вызывающее биологические изменения.

Помимо этого, экологи подсчитали: каждый год в водохранилище поступает по 40-50 млн куб. м в поверхностных стоков с правобережной и левобережной частей города. А вместе со стоками – нефтепродукты, взвешенные органические вещества. Имеется и такое явление, как неорганизованные хозяйственно-бытовые стоки – когда частные домовладения незаконно подключаются к ливневой канализации. На сегодня специалисты Росприроднадзора выявили 75 таких несанкционированных стоков.

– Негативное влияние на водохранилище оказывает еще и продолжающаяся застройка водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водохранилища, которые должны быть, как правило, залужены и заняты древесно-кустарниковой растительностью, – констатируют специалисты Росприроднадзора. – В водоохранной зоне водохранилища размещаются автостоянки, ГСК, шламонакопители, свалки. В прибрежной полосе организовано движение автомобилей, размещаются садово-огородные и жилые участки, уничтожаются травяной покров и защитные насаждения.

И это далеко не все источники, засоряющие уникальный водоем: есть еще речки Тавровка и Песчанка, несущие в воронежское море жидкость неизвестного происхождения, есть атмосферные загрязнения.

– К нарушителям природоохранного законодательства постоянно применяются меры административного воздействия, сумма которых в 2014 году составила свыше 600 тыс. руб., – уверяет Виктор Ступин. – Однако такие санкции, как наложение штрафов, часто оказываются недостаточными для улучшения состояния главного городского водоема. Проблема борьбы с загрязнением Воронежского водохранилища затрагивает не только экологические, но и экономические интересы. И для ее решения требуется проведение серьезных научных и технических мероприятий.

Мусорный берег

Отдельная тема – свалки в прибрежной зоне. В прошлом году только специалисты Росприроднадзора выявили порядка тридцати скоплений мусора на берегах водоемов. Бороться со свалками на берегах, признают специалисты ведомства, сложно – во многих ситуациях практически невозможно установить виновников…

О плачевном состоянии наших берегов говорят и участники общественных эко-движений.

– Плачевно состояние и берегов, и самих водоемов! Мусор плавает на воде, лежит на берегу, врастает в землю, делая пляжи и берега непригодными не только для купания, но и просто для отдыха, – рассказывает эко-активист, организатор городских субботников, создатель сообщества «Чистый Воронеж» Иван Самойлов.

За один субботник на берегах водохранилища активисты собирают от 30 до 55 мешков мусора. Порой среди чисто бытового сора, оставленного, скорее всего, отдыхающими, участники субботников встречают и строительные отходы, и отходы предприятий торговли – коробки, мешки…

Активист полагает, что избавиться от «мусорных пейзажей» в области поможет работа с людьми и установка большего количества контейнеров на пляжах. Желательно – для раздельного сбора отходов, как требует того новое законодательство (речь идет о поправках в ФЗ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» – ред.).

Ну, а чтобы убрать уже скопившийся сор на берегах, общественники предлагают воронежцам почаще присоединяться к субботникам.

В тему

Самые распространенные нарушения режима водоохранных зон (по данным Управления Росприроднадзора по Воронежской области)

1. Стоянка и движение автомобилей в границах водоохранных зон водных объектов, на земельных участках, не оборудованных твердым покрытием.

2. Размещение отходов производства и потребления в водоохранных зонах вод­ных объектов.

3. Несоблюдение условий договора водопользования, а именно – не ведется регулярное наблюдение за состоянием водного объекта и его водоохранной зоны, не предоставляются квартальные отчеты о результатах наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

4. Перегораживание береговой полосы водных объектов.

5. Размещение отвалов размываемых грунтов в границах защитных прибрежных полос водоохранных зон поверхностных водных объектов.