Газета,
которая объединяет

Без боли и страданий

В Воронежской области развивается система паллиативной помощи
Рубрика: от

Умирать от рака мучительно тяжело. Груз болевого синдрома, проблемы с обезболиванием и фактическое отсутствие государственной системы паллиативной помощи ведут к трагическим последствиям... Мы попытались разобраться: как в Воронеже обстоят дела с обезболиванием онкобольных и паллиативной помощью?

На сегодня в Воронежской области более 62 тыс. человек болеют онкологическими заболеваниями. Обезболивание необходимо, в основном, четвертой клинической группе, то есть неоперабельным больным, – это свыше 5 тыс. человек. Правда, не всем, а порядка 70-80% от общего числа больных этой группы. Если опухоль не задевает нервные стволы, человек не чувствует боли.

– Но если болевой синдром есть, то это чудовищная вещь. Он появляется, когда опухоль и метастазы задевают нервные окончания, – говорит депутат Воронежской областной Думы и главврач областного онкологического диспансера, главный онколог области Иван Мошуров. – И тогда человек ни в коем случае не должен оставаться не обезболенным.

Мучительное ожидание

После многочисленных скандалов, связанных с суицидами онкобольных, были смягчены условия получения обезболивающих препаратов. По федеральному закону выписку рецептов на наркотические препараты для обезболивания продлили с 5 до 15 суток, больше не надо сдавать врачу использованные ампулы и дюрагезики – специальные пластыри с обезболивающим веществом. Минздрав спустил в регионы инструкции по оказанию помощи и обеспечению такими лекарствами. Выписывать обезболивающие, наркотические препараты в том числе, может и должен участковый терапевт либо врачебная комиссия.

– Основные виды обезболивающих, дюрагезики и морфин в том числе, – все бесплатно. Очереди на них нет, – утверждает Иван Мошуров. – Но проблемы на местах могут иметь место.

Врачи по-прежнему боятся подписывать рецепты на наркотические обезболивающие. Многие поликлиники перестраховываются – возложили эту функцию на врачебные комиссии. Это снимает единоличную ответственность с врача, но затягивает процедуру. Возможно, счет идет на часы – но для кого-то они превращаются в часы мучительной боли.

Иван Мошуров говорит: с точки зрения нормативно-правовой базы и административного контроля сделано все, чтобы прекратить этот кошмар.

– Если у пациента есть справка о том, что он онкобольной и имеет выраженный болевой синдром, его обязаны обезболить! Но, к сожалению, случаи, когда врачи в поликлиниках отказываются подписать рецепт на наркотическое обезболивающее или заменяют его на обычные нестероидные препараты, которые не помогают онкобольному, имеют место. Ко мне обращаются люди с этой проблемой. Приходится звонить главврачу поликлиники и объяснять, что в это время их ждет пациент, который испытывает невыносимую боль… И разъяснять правовые основания. Есть приказы Минздрава, инструкции и письма департамента здравоохранения Воронежской области. Но почему-то отдельные врачи не знают законов и внутренних инструкций, кто-то просто боится... Мы сегодня строго за этим следим и наказываем, если врач отказал больному.

В Воронеже работает горячая линия по обезболиванию – тел. 251-53-50, по которому подскажут, куда обратиться за помощью или как действовать в нестандартной ситуации.

С индивидуальным подходом

– Всем, кто столкнулся с раковой болью, надо знать: если у вас или вашего близкого выраженный болевой синдром, а назначенное лекарство не помогает или не успели его получить, необходим вызов скорой помощи, – подчеркнул депутат. – В случае если лекарство не помогает, надо обратиться к участковому терапевту или онкологу, у которого вы проходили лечение, чтобы он подобрал другой препарат.

Сейчас для таких экстренных и нестандартных случаев в Воронеже создается система патронажа окнобольных на дому. Пока что она находится в введении участковых служб.

– Но для меня очевидно, что это должна быть специально выделенная служба, – говорит Иван Мошуров. – Медики, помимо медикаментозной терапии, берут на себя психологическую помощь, обучение родственников уходу за больными. Обезболивание онкологических больных – это целое направление, над которым мы сейчас работаем совместно с департаментом здравоохранении области.

Почему эта проблема вызывает столько вопросов? В каждом случае нужен индивидуальный подход. Ведь опухоли разных видов по-разному проявляют себя. Опухолей желудка – восемь видов. Лимфом – порядка ста...

– Мы обучаем участковых врачей основам этой помощи и тому, как правильно подобрать больному препарат. Но стопроцентных схем не существует, поэтому так важен индивидуальный подход к каждому больному, – считает Иван Мошуров. – На базе областной больницы уже создана бригада противоболевой помощи, ее задача – как раз обезболить пациента и помочь подобрать лекарство. Мы будем развивать это направление и дальше.

Помочь уйти

Еще один аспект помощи онкологическим больным – это паллиативное направление: помощь тем, кого спасти уже невозможно. Это создание для инкурабельных больных таких условий, чтобы отведенное до конца дней время они провели без боли, грязи, без моральных и физических страданий.

Такой вид медпомощи давно существует в здравоохранении развитых стран. У нас это направление только начинает развиваться. В Воронеже также начинают открываться кабинеты паллиативной помощи. Их пока не много – 20 коек в стационарах по области и еще 29 в самом Воронеже. Существует также хоспис в Стрелице.

Для оказания амбулаторной противоболевой помощи открыты кабинеты на базе районных больниц. Если человек не в состоянии прий­ти сюда самостоятельно, то бригада во главе с участковым врачом отправится на дом. Кроме того, врачи расскажут родственникам пациентов о правилах ухода за тяжелобольными в домашних условиях.

Однако столь необходимая система только начинает внедряться в жизнь. Например, специалистов по паллиативной помощи начали готовить лишь с прошлого года: на двух кафедрах медицинской академии – онкологии и психологии. До последнего времени паллиатив в российском здравоохранении не рассматривался как отдельное и важное направление. Сейчас же сделан шаг к цивилизованному, гуманному пониманию проблемы ухода человека из жизни и роли в этом врачебной помощи. Ведь если помощь при появлении на свет давно стала нормой, то почему покидать этот мир человек должен в муках и страдании?

В этом году планируется перепрофилировать еще несколько десятков коек в районных больницах и дальше создавать кабинеты паллиативной помощи. А в новом корпусе областного онкодиспансера будет открыто специальное отделение по реабилитации и паллиативной помощи. В настоящее время департаментом здравоохранения области назначен главный внештатный специалист по паллиативной медицинской помощи – заместитель главного врача областного онкодиспансера Татьяна Золотых.

– Свои последние дни человек должен провести в максимально комфортных для него условиях. Нужно сделать все, чтобы умирающий не оставался один на один с болью, и максимально смягчить его моральные страдания. В такой момент человеку как никогда нужна поддержка. Именно так должен выглядеть уход из жизни в уважающем себя обществе, – говорит Иван Мошуров.

Виктория ДУБОВА