Газета,
которая объединяет

Пятидесятый пошел

Воронежский театр оперы и балета открыл новый сезон
Рубрика: от
Автор:

В конце прошлой недели зрителя встречал храм элитарного искусства – театр оперы и балета. Большой гала-концерт «Музыка – наша жизнь», посвященный открытию юбилейного, пятидесятого по счету сезона, отдал дань уважения и благодарности старожилам театра; среди них есть те, которые работают в воронежской «опере» все полвека ее существования! А именно – до сих пор выходящие на сцену (да еще с какими желанием и отдачей!) Михаил Сыров и Юрий Красков, музыканты оркестра Инга Костринская и Эмилия Лац, бывший артист, переквалифицировавшийся в режиссеры, Альфред Мелуха.

От услуг иногородних солистов на этот раз отказались. И постарались сделать праздник с учетом именно «юбилейного» обстоятельства: продемонстрировали «кино» (слайд-фильм), пересказавшее историю театра. Кадры ностальгически воспроизвели выступления артистов прошлых лет – людей, начинавших становление театра и приносивших славу его оперной и балетной труппам.

Прозвучит долгожданная «Флейта»

В первой части концерта на сцене царила классика. Вторую посвятили «облегченному» жанру – под сводами зала запорхала оперетта. А предварила официальное открытие сезона традиционная пресс-конференция директора театра Игоря Непомнящего. Из первых (директорских!) уст прозвучала информация о планах на ближайшее будущее: уже на осень запланированы две премьеры – балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» и опера Моцарта «Волшебная флейта» (даты первых показов – 11-12-13 ноября). «Злополучная опера», – оговорился с улыбкой Игорь Михайлович, обращая внимание на тот факт, что «Флейту» театр не мог выпустить уж который сезон.

– Думаю, в этом году премьера все-таки состоится и мы оправдаем зрительские ожидания, – пообещал директор. – Мой заместитель уже выехал в Москву за последними костюмами. Появились деньги – и значит, мы готовы к выпуску спектаклей на должном уровне… По-моему, ни в одном театре России, кроме воронежского, не идет сегодня три балета Прокофьева. В нашем же репертуаре – «Золушка», «Каменный цветок» и вот появится «Ромео и Джульетта»; я лично всегда любил эти балеты, всегда стремился к тому, чтобы они были в репертуаре театра. «Золушку» поставил у нас Владимир Васильев, «Каменный цветок» – Юрий Мартынович, а для «Ромео и Джульетты» хотелось использовать именно редакцию знаменитого хореографа Михаила Лавровского, что мы и сделали. Отказались от многочисленных современных версий «Ромео и Джульетты» – ради сохранения культурного наследия. Считаю, что сберечь классические образцы для будущих поколений, как бы они это потом ни оценивали, – наш долг.

Курс на Дивногорье

Есть у руководства мысли о том, чтобы вернуться к легкому жанру: поставить оперетту «Бабий бунт» Евгения Птичкина, которая никогда прежде в Воронеже не шла. А затем опять плавно перейти к классике: Владимир Васильев примерно к маю будет ставить балетные сцены из опер «Половецкие пляски», «Вальпургиева ночь», «Сады Черномора», «Травиата» и «Аида». Объединить их в один концерт – зрелище получится потрясающее. Дело это довольно затратное, но – решаемое. А главное – интересное.

Также в театральных планах – новая постановка «Спящей красавицы», которую будет ставить приглашенный балетмейстер из Санкт-Петербурга. Спектакль прежде уже шел на воронежских подмостках – и вот на радость театралам опять появится в афише. Там же со временем можно будет найти посвящение детям – неизменно любимую маленьким народом «Алису в стране чудес». Из опер рассматриваются два названия – «Любовный напиток» Доницетти и «Бал-маскарад» Верди. А также то, что вполне тянет на статус новинки: опера Александра Журбина «Альберт и Жизель». Произведение прежде нигде не исполнялось; это, по свидетельству Игоря Непомнящего, довольно интересная музыка, сопровождающая хрестоматийный, в общем, сюжет «Жизели».

Готовится театр и к выездным выступлениям.

– Как всегда, грядет у нас Дивногорье – скорее всего, к концу марта, – рассказал Игорь Михайлович. – Собираемся сыграть «Бабий бунт» на музейном комплексе «Подворье». Правда, это не очень удобно для зрителя; «Лебединое озеро», показанное в прошлом сезоне, мы все-таки поднимали наверх, на горку. А около «Подворья» нет посадочных мест, но уж очень привлекателен тамошний колоритный фон.

Призрак популяризации

Поговорили об опере Генделя «Орландо»– эксперименте, напомним, прошлого сезона. Спектакль, не рассчитанный на большую сцену, благополучно освоил один из залов музея им. Крамского – есть намерение повторить этот удачный опыт. Раз в месяц под музейными сводами будут раздаваться оперные голоса и звуки камерного оркестра. А еще озвучен план попробовать сыграть «Орландо» в фойе театра. Если получится – круг зрителей удастся расширить, что было бы кстати; в миниатюрные, по театральным меркам, музейные интерьеры помещаются далеко не все желающие насладиться редко идущим произведением Генделя.

Предполагается контакт с фондом Архиповой – там выступят шестеро молодых артистов тетра. Прослушивать их в Воронеж приезжал легендарный Владислав Пьявко – он и сделал свой выбор.

– Хотим мы и юбилей Пьявко отметить в театре, – поделился директор. – Потому что он очень хорошо пел у нас «Тоску». И вообще хорошо пел на нашей сцене, что ценно – с тенорами сейчас не все так просто. Не так их много в мире. С каждым годом все меньше и меньше – так же, как и басов, и баритонов… Мало сейчас уделяется внимания классическому искусству. Хоть и идет по телевидению на Первом канале «Призрак оперы» – немножко не понимаю я эту программу. Какова ее задача? Популяризация оперы? Но это ж совсем не то, правда? Популяризация скорее идет шоу-бизнеса – в том или ином виде.

Кто-то теряет, кто-то находит

О необходимости капитального ремонта и реконструкции здания театра оперы и балета говорят с 2008 года. Директор реально оценивает шансы на такие реформации.

– У нас был на эту тему разговор с губернатором, он озабочен проблемой. Конкретные планы – на 2013 год; это разумное решение. Сейчас область заканчивает восстановление старого здания драмтеатра, потом будут воплощаться задумки по ремонту Дома офицеров. Далее дойдет очередь до экспертизы проекта по нашему театру. Дело в том, что оставлять его в прежнем виде нет смысла – он уже несовременен. Тут и зрителю не очень удобно, и сцену нужно реконструировать – чтобы она отвечала всем требованиям по всем современным параметрам. Без навесов всяких, кустарных выставлений аппаратуры. Необходимо также поменять ее горизонтальность на небольшой угол наклона – тогда будет иное восприятие спектакля, иная акустика помещения. Хотя у нас и так акустика – одна из лучших по России. И будет очень жалко, если мы ее потеряем… Но, думаю, не потеряем… На время ремонта, скорее всего, перейдем в новое здание драмтеатра. Правда, там нет оркестровой ямы; придется как-то приспосабливаться, выходить из положения. По моим предположениям, реконструкция займет максимум три года – был бы проект утвержден и финансы нормальные выделены.

Приспосабливаться придется и к потерям в труппе: театр покинули ключевые артисты балета, солисты – Иван Алексеев, польстившийся на кордебалет Большого театра, Ярослав и Валерия Синицыны, поступившие в «Русский балет» Вячеслава Гордеева. Уехала в Москву и яркая солистка оперы Елена Князева. Взамен убывших в балетную труппу пришли четыре выпускника хореографического училища, в оперную же пока никого не приглашали – молодежи, которую надо доводить до определенного уровня, и без того достаточно.

Не хуже других?

– Если и будем приглашать кого-то, то – только сформировавшихся мастеров, – уточнил Игорь Михайлович. – Но пока все бреши закрываем. И, думаю, в конце концов, закроем… Я, конечно, понимаю ребят, уезжающих пытать актерского счастья в Москве или Петербурге; это города, которые притягивают творческих людей и позволяют им выйти на более серьезный уровень. И когда я слышу сетования насчет того, что из театра артисты уезжают в столицу или за рубеж, отвечаю: «Вы забываете о том, что и в спорте, и в науке люди стремятся уехать в более солидные клубы, университеты и т.д.» А образовавшиеся пробелы мы, повторюсь, все равно восполним.

Само собой, следом «всплыла» тема актерского благосостояния: будь оно достойным – вряд ли бы артисты мигрировали из Воронежа по городам и весям. Хотя…

– Не могу сказать, что в материальном плане мы сильно отстаем от других театров, – заверил директор. – Конечно, есть театры, где актерский труд оплачивается лучше. Но нельзя забывать о том, что в Воронеже, кроме оперного театра, академического театра Кольцова, ТЮЗа и театра кукол, есть еще муниципальный Камерный театр, филармония, Воронежский хор. И все расходы по их содержанию ложатся на бюджет области. Что, надо повысить зарплаты одних за счет других?.. Я прекрасно понимаю, что человек всегда хочет большего, но в театре всю жизнь работали подвижники.