Газета,
которая объединяет

Воспитывая вкус

Как привить ребенку любовь к чтению
Рубрика: Социум№ 74 (1934) от

Изучение лирики в школе составляет органическую часть воспитательного процесса, так как лирика – тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. О том, насколько целесообразны творческие сообщества, где младое племя постигает гуманитарные азы, и об истории литературного кружка «АртЛик» при Центре дополнительного образования МБОУ гимназии «УВК №1» рассказала его руководитель Татьяна Повалюхина.

В собственном соку мы не варились

– Татьяна Владимировна, как вам удается прививать своим воспитанникам любовь к чтению, к работе со словом в наше прагматичное время?

– В первое десятилетие кружковой деятельности было выработано кредо руководителя литературного объединения: не критиковать детей, чтобы дать возможность и тем, кто представляет свои стихи, и тем, кто слушает, уловить светлые, положительные моменты творчества. Критика, конечно, нужна, но она у нас представлена в лице приходящих к нам известных литераторов, общению с которыми будем рады и впредь: Лев Коськов, Галина Умывакина, Аркадий Пресман, Иван Щелоков, Вячеслав Лютый, отец Лаврентий (Подколзин), Михаил Болгов, Марина Дубикова.

– Литературные сообщества – это, прежде всего, собрание единомышленников. Как это получилось у вас? Как возникла идея создания «АртЛика»? Предтечей же, наверное, клуб «Лик» является?

– «Лик» – хороший старт, но для меня, наверное, это стихийно получилось, когда библиотекари, учителя русского языка и литературы нашего УВК №1, узнав о том, что я пишу стихи, нашли практическое применение моим возможностям. Идея возникла у них, я согласилась, появилось поле для экспериментов. Не было ни программы, ни концепции.

За эти 17 лет сделано многое: практически на все мои кружковые часы есть программы, которые я продолжаю совершенствовать по мере сил. Не подсчитывала, сколько человек было участниками нашего кружка – счет идет на сотни. Посещали литературные клубы, ходили в гости к писателям, в музеи, на выставки, на литературные мероприятия, организовывали встречи и паломнические поездки, так что в собственном соку мы не варились.

Стремление найти гармонию

– 90-е годы – непростое время. Для кого-то кружок был отдушиной, многие, наверное, скептически относились к нему. Как дети отнеслись к появлению такого кружка?

– Первых моих детей, а это были в основном девочки, я бы назвала смелыми людьми. приходили они в юношеском вдохновенном порыве, ими руководило стремление найти гармонию, красоту, что-то полезное для себя… Наталия Юрова, Елена Антонова, Татьяна Агибалова и десятки других…

– За каждым именем – судьба…

– Безусловно. Кто-то продолжает творить, кто-то писать перестал. Это нормально. Мы не ставили цель, что из наших стен выйдут поэты, писатели. Главное, что мы пытались воспитать вкус, помогали понять, что жизнь не замыкается только на учебе и личных неурядицах. Сейчас среди бывших артликовцев – военнослужащие, инженеры, преподаватели, экономисты, музейные работники, журналисты; семь человек выбрали филологическую стезю.

– Какой был состав кружка, кто проявлял себя активнее?

– Соотношение детей было примерно таким : треть детей приходила в объединение, движимая любопытством, и, как правило, эти дети очень быстро уходили. Вторая, условно говоря, треть детей, приходила с целью преодоления одиночества. Такие дети – очень благодарные слушатели, на них можно положиться, они всегда помогут, хотя не всегда готовы раскрывать себя в творчестве. И, наконец, творческое ядро – это те дети, которые не боялись раскрывать себя в творчестве, охотно шли на мои предложения, они сочиняли и приносили свои литературные опыты и желали критики.

Не усердствовать в критике

– Когда в одном помещении собирается много молодых людей, у которых кипит кровь, которым хочется читать свои стихи, талантливых, как им кажется, и, наверное, на самом деле способных – как они относились друг к другу?

– За все годы работы была только одна конфликтная ситуация, когда столкнулись разные подходы к творчеству, и я попыталась урегулировать ситуацию, но в тот момент мальчик ушел, сделав вывод, что творчество не для него. Однако в остальных ситуациях мы как-то находили золотую середину между авторским самодовольством и авторской мнительностью. Старалась не усердствовать в критике. Прошло еще десять лет, и этот молодой человек, будучи у меня в друзьях в социальных сетях наряду с другими ребятами, неожиданно признался, что он с удовольствием читает лирику и ему очень нравится современная поэзия.

– А как в кружке с социализацией дело обстоит? Поэзия сейчас не в цене…

– Знаете, у одного из поэтов клуба «ЛИК» по этому поводу есть шутливое стихотворение:

Я видел надпись на стене –

Поэты нынче не в цене.

Я думаю, они в цене,

Да только цены не по мне.

(Валентин Берман)

Не хотелось бы, чтобы создалось впечатление, что наши дети отгорожены от жизни литературным процессом. Хотела бы отметить пользу долголетнего сотрудничества с воронежским радио, которое не просто так прошло. На факультет журналистики за эти годы поступило девять человек наших ребят.

– На Ваш взгляд, изменились ли дети? Изменились ли их стихи? Что сегодня их беспокоит?

– Темы остались прежними, но изменился настрой стихов. Если раньше в них было больше доверия к жизни, то впоследствии стало симптоматично то, что дети не скрывали в стихах свои страхи. Позитивным я считаю то, что авторы не замыкают в себе отрицательную энергию, а находят выход на бумагу. То же с чтением. Писатель Владимир Добряков говорил: «Если вы прочли книгу, где герои смелы, решительны, верны дружбе, то их характер как бы переселяется в читателя, и с таким багажом вы застрахованы от многих неудач». Более того, «АртЛик» получил свое продолжение в виде объединения «Свечечка» для детей начальной школы, где мы говорим с ребятами об основах православной культуры. Этим направлением в рамках кружка я занимаюсь с 1997 года.

– Но наряду с послушными детьми всегда были бунтарски настроенные молодые люди. Неформалы приходят в кружок?

– Да, у нас были ребята с разными умонастроениями – не знаю, можно ли назвать их неформалами. Кто-то, окончив школу, до сих пор слушает рок-музыку. Ради таких детей я стала практиковать метод информационного сопровождения – тематические статьи, в которых приводила разные точки зрения. Главное, чтобы рок-музыка не превратилась для них из источника вдохновения в сток эмоций и чувств. Потому что, помимо рока, существует культура Слова, она не растеряна и не оболгана.

– Не секрет, что с дополнительным образованием у нас творятся совершенно непонятные вещи. Как в дальнейшем будете жить? Какая вас ожидает судьба по вашим ощущениям?

– Жизнь будет; в то же время не могу не сказать о том, что многое мы делаем на энтузиазме. И это – непростая ситуация. «Наше спасение – властвовать над собой и жить своей судьбой» – эти строчки из песни, автором которых является наш артликовец Артем Бартенев, – не высокие слова, а реальность.

Беседовала Яна Богацкая