«Перегнать» бабу Маню
В России теперь можно официально производить самогон – в том числе и на продажу. С 1 июля вступил в действие техрегламент на зерновые дистилляты, без которого ранее ни одно предприятие не рисковало связываться с производством истинно народного напитка.
Что это? Очередное наступление на пресловутую бабу Маню, буквально до вчерашнего дня сохранявшую монополию на производство (и – подпольную продажу) доморощенного алкоголя? Навряд ли…
Да, у старушек, торгующих всякой всячиной на остановках, постепенно отбирают монополию на те или иные сегменты их бизнеса. Уж и семечки стали жарить в промышленных масштабах промышленные же предприятия, кукурузу – варить специализированные сети, да и вообще, по всей стране понапринимали законов, усложняющих торговлю в неустановленных местах. Но, думается, реализацию самогона указанные новшества все же не выведут из-под контроля доморощенных мастеров, и вот почему.
Прежде всего, дело тут – в принадлежности самогона как любимого напитка к весьма определенному классу потребителей. Да, его почитатели есть и среди относительно обеспеченных людей (которые, как правило, гонят его сами, с особой любовью и – по эксклюзивным рецептам), но официальное производство продукта по-настоящему массовым напитком его все равно не сделает.
Не сделает, потому что на самогон будет также распространяться требование о минимальной цене поллитровки, которая сразу сделает официальный продукт неконкурентоспособным по сравнению с тем, что будет производить на собственной кухне баба Маня. Ведь ее клиенты «любят» купленный из-под полы самогон только вынужденно – ибо дешевый. А новый техрегламент ценовой проблемы не решит.
Поэтому «перегнать» бабу Маню у официальных производителей не получится.
Ни в прямом, ни в переносном смысле этого слова…