Газета,
которая объединяет

«Архивный юноша» из Воронежа

Жизнь и творчество Дмитрия Веневитинова
Рубрика: Воронежу – 425!№ 44 (1326) от

Одним из центров культурного возрождения Воронежского края по праву можно назвать музей-усадьбу Веневитиновых в селе Новоживотинное. Это связано не только с тем, что дом Веневитиновых является на сегодняшний день единственной восстановленной дворянской усадьбой в Воронежской области, но и с поистине неизгладимым следом, оставленным в отечественной культуре поэтом и философом Дмитрием Владимировичем Веневитиновым.

Он родился 14 сентября 1805 г. в Москве в знатной дворянской семье, которая являлась одним из крупнейших землевладельцев в Российской империи. В усадьбе в Новоживотинном Д.В. Веневитинов провел детские годы, последний раз побывав там летом 1824 г.

Дмитрий Веневитинов получил тщательное домашнее образование. Помимо литературы, он с детства увлекался музыкой и живописью. Самые ранние стихи Д.В. Веневитинова, известные на сегодняшний день, относятся к 1821 г., когда поэту было 16 лет. В 17 лет он поступил вольнослушателем в Московский университет, который год спустя блестяще окончил. Именно в стенах университета оформились взгляды, культурные вкусы и пристрастия молодого человека. Там же сложился и круг его друзей-единомышленников, молодых людей выдающихся дарований, который вскоре составил основу философского общества любомудров (существовало которое с 1823 по 1825 г.). В обществе господствовала идея создания самобытной русской философии и литературы. Молодые московские интеллектуалы («архивные юноши», по выражению А.С. Пушкина) пытались осмыслить русскую реальность через призму немецкой романтической философии, которой они увлекались. Интерес к трудам немецких романтиков, прежде всего Ф.Шеллинга, способствовал тому, что нация и национальное самосознание стали важнейшими проблемами для осмысления в русской философии в течение последующих десятилетий. Толчок и тон этому процессу задали члены общества любомудров. Веневитинов наиболее последовательно проводил мысль о необходимости создания самостоятельной русской философии. По словам прот. В.В. Зеньковского, тонкого знатока русской философии, «отрицательно относясь к слепому подражанию Западу, он (Веневитинов – прим. авт.) готов был идти на то, чтобы на время прервать сношения с Западом и, «опираясь на твердые начала философии», найти пути русского творчества».

Д.В. Веневитинов, наряду с князем В.Ф. Одоевским, был учредителем общества. Членами кружка были: И.В. Киреевский, А.И. Кошелев, М.П. Погодин, С.П. Шевырев и еще несколько лиц. Концепцию общества формировали его организаторы – В.Ф. Одоевский и Д.В. Веневитинов. Впоследствии из этой среды вышли как выдающиеся славянофилы (И.В. Киреевский, А.И. Кошелев, А.С. Хомяков), так и ведущие теоретики официальной народности (С.П. Шевырев и М.П. Погодин). Трудно сейчас сказать, как эволюционировало бы с годами мировоззрение самого Д.В. Веневитинова, если бы ему суждено было прожить долгую творческую жизнь, как большинству его друзей-любомудров.

В конце 1825 г., вскоре после восстания декабристов, общество любомудров из предосторожности прекратило свое существование. В 1826 г. Д.В. Веневитинов совместно со своим другом М.П. Погодиным организовал литературно-художественный журнал «Московский вестник», который был идейно близок философской концепции кружка любомудров и стал своего рода продолжением деятельности этого общества.

Время с 1825 по 1827 г. явилось наиболее плодотворным периодом творчества Веневитинова-поэта. В эти годы была написана большая и наиболее яркая часть его стихотворений. Многие произведения Д.В. Веневитинова являются выдающимися образцами русской философской лирики, а самого поэта можно считать основателем этого поэтического направления в России. Ключевой темой поздних стихотворений Д.В. Веневитинова стала судьба поэта – гения, пророка, вознесенного над толпой и обыденностью. Предчувствием ранней смерти пронизан ряд стихотворений 1826-1827 гг. («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг»).

В конце 1826 г. Д.В. Веневитинов переехал из Москвы в Петербург, поступив на дипломатическую службу. В марте 1827 г. Д.В. Веневитинов сильно простудился, и 15 числа того же месяца умер, не дожив до 22 лет. Уход юного гения произвел на его друзей и знакомых неизгладимое впечатление. В течение многих лет они ежедневно собирались в день смерти Веневитинова, справедливо считая, что Россия лишилась в его лице не только яркого поэта и мыслителя, но и человека, способного на десятилетия определять направление русской литературы и философии. Значение фигуры Веневитинова заключается в том, что он способствовал становлению того направления русской мысли, которое отстаивало идею особого, самобытного пути России, ее радикального отличия как от Запада, так и от Востока.

Арина МЕЩЕРЯКОВА