Газета,
которая объединяет

Вещественные доказательства таланта

выставил в воронежской галерее белорусский художник
Рубрика: от
Автор:

О том, что зрителю придется иметь дело с мастером небанального подхода к жизни и творчеству, говорит название выставки, открытой в галерее современного искусства ХЛАМ: «Человеческое вещество».

Она демонстрирует произведения одного из самых значительных современных художников Беларуси Игоря Тишина. 24 работы, 6 из которых – по прозе Платонова плюс собственно портрет писателя, написаны в Воронеже. Специально для Платоновского фестиваля, в рамках которого выставка и открылась.

Русско-белорусский экзистенциализм

Игорь Тишин работает в технике живописи на фотографиях: фото служит основой для живописного вмешательства. На родине его фигура отчасти мифологизирована. Нередко работы Тишина характеризуются клишированными определениями вроде «эстетика абсурда», «дикость», «чувственность», «бурлеск», «парадокс» и т. п. Его своенравная, импульсивная живопись, равно как и полумаргинальные иронические проекты 1990-х (например, проект «Легкое партизанское движение» – серия фотографий о быте белорусских художников-«партизан») и мрачные «живописные атаки» 2000-х заводят исследователя в тупик.

Мне этот автор показался очень интересным. И не мне одной, естественно.

– Художнику удается непостижимым образом передать трагедию человеческого существования, – считает воронежский коллега Тишина Сергей Горшков. – Страхи, химеры, реальность – они никуда не уходят. Они материализуются, и мы сами их плодим и множим вместо того, чтобы быть счастливыми людьми.

Персональные выставки белорусского мастера проходили далеко от его родины – в Бельгии, Франции, Швейцарии, Голландии, Германии, Люксембурге, Великобритании, Испании, Италии, Польше, Кувейте. Что касается воронежской персональной – «я попытался средствами живописи передать самобытный, нескладный язык писателя, его русский экзистенциализм», объясняет художник.

Сочетания и перемещения

Стоит отметить, что и сам Игорь Тишин от родины нынче – на расстоянии: последние 15 лет живет в Брюсселе. А в обозримой перспективе собирается «пойти по миру» – организовать свое земное существование таким образом, чтобы жить и, соответственно, творить в разных точках планеты. Этот вариант – предпочтительнее любого иного.

А путь Тишина, в принципе, близок к хрестоматийному: выпускник художественного училища и Академии искусств в Минске, он прошел обязательную школу соцреализма. Позже заинтересовался модернистами и авангардистами, «развернулся» в сторону актуального искусства.

В каком стиле работает художник сегодня – определить трудно; его живопись на фотографиях (поверх которой наносятся краски) – и есть те самые «живописные атаки» на фото. Экспрессивные и эмоциональные. Сочетающие абстракцию, сюрреализм, экспрессионизм и нечто космическое. Глядя на них, понимаешь, что автор слов на ветер не бросает: «Главное – чтобы художник, всегда и везде много от чего зависящий, чувствовал свободу внутри себя...»

Мнение

«Творческая энергия Игоря Тишина бьет через край привычных эстетических стандартов, причудливым образом совмещая элементы разных визуальных культур, художественных и литературных инспираций. <…> Дикая, абсурдная и чувственная эстетика без правил и иерархий является результатом комплексного, «лабораторного» изучения образности и текстуальности нашей эпохи. Художник работает с индивидуальной и коллективной визуальной памятью», – сообщает источник mart.by