Газета,
которая объединяет

Начисления станут понятными

Жилищный кодекс ожидают значительные изменения

В прошлом номере газеты мы уже написали о том, что Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении приняла законопроект, который вносит значительные изменения в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

О нюансах, ожидающих нас с апреля 2016 года, сегодня подробно расскажет руководитель городского отделения «Жилищного контроля» партии «Единая Россия», консультант главы Воронежа Светлана Кравцова.

– Светлана Юрьевна, кто явился инициатором изменений в законодательстве?

– Ситуацию в жилищно-коммунальной сфере страны обобщили в начале июня 2014 года в Челябинске, где прошел форум «ЖКХ – новое качество». На нем, кроме представителей регионов, присутствовали глава кабинета министров, лидер партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев, федеральные министры, депутаты Госдумы РФ, руководители НП ЖКХ – «Развитие». Предложения, которые последовали сразу за этим съездом, внесены различными общественными организациями. Эти мнения были учтены при разработке поправок, которыми занимался комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству и руководитель федерального проекта «Единой России» «Управдом» – «Школа грамотного потребителя», зампредседателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев.

– А что конкретно предлагается изменить? Как эти нововведения затронут нас, потребителей?

– В первую очередь законопроект направлен на улучшение ситуации, связанной с платой за общедомовые нужды (ОДН). Эта проблема оказалась актуальной для всех регионов страны. В общественные организации и органы местного самоуправления поступало большое количество жалоб на непрозрачные платежи, невозможности разобраться, кому и за что платить.

В законопроекте подчеркивается, что ресурсоснабжающие организации (РСО) могут получать с собственников плату только за поставленные ресурсы. Общедомовые нужды ограничиваются нормативом, который устанавливает субъект Федерации. В этом случае управляющие компании должны многократно повысить ответственность обслуживания многоквартирных домов, иначе их ждет банкротство. Работать по принципу: «Подумаем об этом завтра!» – уже не получится.

– Почему ответственность за оплату стоимости коммунальных ресурсов, израсходованных при использовании общего имущества сверх норматива, несут управляющие организации?

– Законодатель четко объясняет, что РСО не сможет получать денежных средств больше, чем установлено по нормативу. Если обслуживающая организация накопит долги перед ресурсовиками, претензии друг другу будут предъявлять юридические лица, а потребитель становится защищенным. Если должники есть среди собственников, то управляющая компания будет вынуждена взыскивать средства с них в судебном порядке. Несмотря на то, что взыскание долга – это прямая обязанность управляющей организации, сегодня выгоднее копить долги населения. При этом компенсируются они за счет добросовестных плательщиков.

На мой взгляд, наши собственники – граждане добросовестные. Если их прекратят обманывать, а начисления станут понятными, это повысит уровень ответственности.

Если ОДН включается в строку «содержание и ремонт», а стоимость и нормативы мы знаем, мы увидим реальную экономию. Не надо забывать и положительный опыт действующих ТСЖ. Там, где вовремя проводятся осмотры общего имущества, осуществляются качественные текущие ремонты, где не воруют средства собственников, там фактически нет ОДН.

– Изменения коснулись только общедомовых нужд?

– Конечно же, нет. Так, теперь собрания собственников многоквартирных домов можно будет проводить тремя способами: очным, заочным и очно-заочным, то есть упрощается система голосования. Это позволит собирать голоса и кворум в более короткие сроки. Кроме того, общее собрание смогут инициировать и управляющие организации. В поправках прописано также, что жильцы правомочны принять решение об оплате работы председателя и членов совета МКД. Кроме того, по решению общего собрания собственников МКД полномочия совета могут быть расширены. Например, они самостоятельно, без общего собрания, решают вопросы текущего ремонта с управляющей компанией.

– А капитальный ремонт?

– Что касается проведения капремонта, то здесь вводится более широкое понятие ответственности при формировании фонда капремонта. Одним из хороших нововведений является то, что при наличии спецсчета собственники вправе изменить сроки проведения капитального ремонта решением общего собрания жильцов. На мой взгляд, это самое важное, так как недовольство жителей связано именно со сроками проведения ремонта, особенно если дом новый. Но необходимость капремонта может возникнуть и гораздо раньше запланированного. Жители вправе будут использовать свои денежные средства тогда, когда им это необходимо. А пока, до 1 апреля 2016 года, мы будем работать по старой редакции закона.

Анна Гаврик