Газета,
которая объединяет

Знаток истории, критик вольнодумцев

Другие дела митрополита Евгения (Болховитинова)
Рубрика: Воронежу – 425!№ 44 (1326) от

Основателем воронежского краеведения, автором знаменитого «Историчес­кого, географического и экономического описания Воронежской губернии» был Евгений, митрополит Киевский и Галицкий (1767-1837), в миру – Евфимий Алексеевич Болховитинов, известный также как археолог, археограф, библио­граф, переводчик и библиофил. К концу жизни он состоял действительным и почетным членом более двадцати российских и зарубежных университетов и научных обществ, автором более ста опубликованных работ. С его именем связано открытие университета святого Владимира в Киеве и Румянцевского музея в Петербурге.

Он родился 18 декабря 1767 года в семье священника Ильинской церкви Воронежа. В 1776 г. Болховитинов стал певчим архиерейского хора Воронежского Благовещенского собора. В 1777 г. он был зачислен в Воронежскую духовную семинарию. В 1785-1788 гг. Болховитинов обучался в славяно-греко-латинской академии в Москве. В январе 1789 г. Евфимий занял должность преподавателя Воронежской семинарии (позже – префекта и заведующего семинарской библиотекой). В разное время он вел курсы риторики, французского языка, греческих и римских древностей, философии, богословия, церковной истории, герменевтики и др.

В 1793 г. Болховитинов женился на дочери липецкого купца А. А. Расторгуевой. Однако брак продлился всего четыре года, рожденные за это время два сына и дочь умерли в младенчестве. 25 марта 1796 г. Евфимий был рукоположен в сан священника и назначен протоиереем Спасо-Преображенского собора Павловска Воронежской губернии, с оставлением в семинарии при прежних должностях.

Горечь утраты близких людей Болховитинов пытался заполнить интенсивной умственной работой. В течение нескольких лет вокруг молодого ученого формировался кружок единомышленников из среды местной интеллигенции. Благодаря их стараниям 14 мая 1798 г. в Воронеже была открыта первая типография.

В 1799 г. Евфимий переехал в Петербург, где 9 марта 1800 г. принял монашество с именем Евгений, и стал стремительно продвигаться по лестнице духовных должностей. В разные годы Евгений возглавлял епископские кафедры в Вологде (1808-1813), Калуге (1813-1816) и Пскове (1816-1822). Пребывая на каждой из указанных кафедр, Евгений неутомимо занимался поиском и сбором исторических древностей, связанных с данным краем. В марте 1822 г. он был возведен в сан митрополита и переведен в Киев. Здесь его культурно-просветительская деятельность Евгения достигла своего апогея. В 30-е годы он стал инициатором первых систематических археологических раскопок в Киеве. Благодаря им был обнаружен фундамент самых древних каменных сооружений Киева – Десятинной церкви, Золотых ворот и др. Митрополит Евгений организовал реставрационные работы в Киево-Печерской лавре и других монастырях.

Несмотря на то, что некоторые крае­веды иногда изображают Евгения едва ли не единомышленником французских просветителей и первого русского революционера А. Н. Радищева, сохранились несколько совершенно однозначные свидетельства о его отношении к некоторым «постулатам» названных философов. Признавая, что «отцы церкви нам в физике не учители», Е. А. Болховитинов в 1793 г. писал: «сокровенными путями повсюду разливается вся его (т.е. Вольтера – прим. авт.) зараза. Ибо письменный Вольтер становится уже известен столько же, сколько и печатный». «Простодушный наш неученый соотечественник – отмечал Е. А. Болховитинов, – слыша повсюду славу Вольтера… может ли… защищать от заразы сердце свое… когда он почти везде слышит только крикливые вольнодумцев похвалы Вольтеру, но не видит обличение лжей и клевет его».

В 1810 г. Евгений критически отозвался об изданной в русском переводе книге Монтескье «Дух законов». Митрополит отметил, что мысли, изложенные в этом сочинении, «пусть останутся в обаянии революционных голов, от которых да избавит Господь Бог отечество наше». По поводу книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» Евгений отметил: «Эта книга за многие дерзкие и возмутительные в ней места конфискована была и сожжена».

В 20-е гг. XIX в. сопротивление политике князя А. Н. Голицына, главы министерства духовных дел, покровителя многочисленных масонских лож и мистиков протестантского толка, оказывала консервативная «православная партия» во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом (Глаголевским) и архимандритом Фотием (Спасским). По их просьбе Евгений в конце 1824 г. был вызван в Петербург для «присутствования» в Синоде. Общими усилиями они добились того, что 12 апреля 1826 г. Николай I закрыл Библейское общество, издававшее «духовную» литературу неправославного содержания.

Отношение Евгения к Вольтеру, масонству и книге А. Н. Радищева позволяет с уверенностью отнести митрополита к категории церковных охранителей. Последние не разделяли идеологию, подрывающую монархический строй, выступали за чис­тоту догматов православного вероучения, главенствующее положение русской православной церкви в Российской империи. Иначе говоря, митрополит Евгений был убежденным православным консерватором, сторонником «русской партии».

Митрополит Евгений скончался 23 февраля 1837 года и, согласно завещанию, похоронен в Сретенском приделе Киевского Софийского собора.

В память о митрополите Евгении в Воронеже с середины 80-х годов XX века проводятся краеведческие Болховитиновские чтения. Воронежской областной типографии и школе №38 г.Воронежа присвоено имя митрополита Евгения (Болховитинова).

Алла ГЛАЗЕВА