Газета,
которая объединяет

И «Невозможное» – возможно

Платоновский фестиваль обнаружил новые возможности демонстрации творчества ребенка
Рубрика: Культура№ 61 (1921) от
Автор: Анна Жидких

Мне кажется, выставку детского творчества «Невозможное», открытую в первый день Платоновского фестиваля в арт-центре «Коммуна» и в итоге ставшую едва ли не самым посещаемым мероприятием форума искусств, можно считать одним из главных его уроков.

«Невозможное» заставила вспомнить расхожую, но, увы, не часто принимаемую во внимание «правду жизни»: для детей надо творить так же, как для взрослых, только лучше. Потому что на фоне этой выставки стала очевидной абсолютная никчемность подходов к организации выставок детского творчества в нашем городе. Не меняющейся, по ощущению, веками: рисунки по стенкам, пластилиновые поделки в витринках – вот и весь «эксклюзив».

Ничто так не отвращает ребенка от постижения искусства, чем унылая, скучная его подача. Изобретательности в деле организации художественных выставок вообще цены нет, а уж если о маленьком человеке, как потребителе культурного продукта, речь вести – надо голову поломать, чтобы придумать нечто действительно увлекательное.

Организаторы фестиваля – придумали. И хотя еще до открытия выставки оговаривалось, что она, собранная из «детских» экспонатов – для взрослых, по факту получилось иначе. Экспозиция с прекрасно «простроенным» светом, местами отсылающая к детским городкам на открытых площадках, театральным выгородкам и комнатам психологической разгрузки, оказалась востребованной зрителями как большими, так и маленькими. Что и требовалось: для детей нужно творить так же, как для взрослых...

Маленький философ

«Надо любить ту Вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное – невеста человечества, и к невозможному летят наши души... Невозможное – граница нашего мира с другим», – писал Андрей Платонов жене осенью  1922 года. Тут вам и точка отсчета: авторы выставки должны были разъяснить зрителю, как эта самая граница выглядит.

Работы выполняли учащиеся студии «Ступени» (куратор выставки – руководитель студии Татьяна Паничева), существующей при ВГАСУ: рисунки, объекты, макеты, композиции из жатой бумаги – всего более 60 разработок. А если менее казенно – выдуманных вселенных, где живут и здравствуют детские мечты и надежды, чувства и переживания. А еще – понятия о прекрасном и безобразном, о пустоте и содержании, о темном и светлом. Ничего не напоминает? Правильно: это – по совокупности – то самое, что называется философией. И жизненной, раз уж мы на Земле обретаемся, и – космического охвата.

Это умозаключение настигало зрителя уже на входе в выставочный павильон: первые (по ходу осмотра) экспонаты – рассуждения юных художников-экспериментаторов. В связке – фотографии авторов выставки и их высказывания, непосредственные и глубокомысленные одновременно. «Что такое бесконечность?» – спрашивают у восьмилетнего Антона Тихонова. «Это все люди, потому что они рождаются каждый день». А вечность, по Антону, «это когда сидишь у окна и кого-то ждешь». На просьбу описать людей несуществующего мира ребенок поясняет: «У них хвост, как у павлина». А есть он потому, что «это дополнительная рука»... Такие вот диалоги – взамен дежурных интервью про истоки и традиции.

Абсолютно платоновская выставка получилась. И одновременно – очень современная. Спасибо взрослым за внимание к сложному и богатому детскому миру. За подход к делу, достойный анализа творчества академиков, не меньше...