Газета,
которая объединяет

Розыски активистов

Как и зачем власти пытаются возродить комитеты ТОС?
Рубрика: Политика№ 59 (1919) от
Автор: Юрий Бабаян

Есть ли в Воронежской области настоящее территориальное общественное самоуправление (ТОС)? Областные власти однозначно говорят: есть, но ему нужно развиваться. В качестве примеров постоянно приводят воробьевский парк «Ломы», лыжную трассу в Репьевском районе и подгоренский опыт строительства моста через реку силами жителей села. Однако иных столь ярких примеров за последние годы вспомнить не удается.

В то же время губернаторскую задачу по изжитию иждивенческих настроений с повестки дня никто не снимал, поэтому областным чиновникам приходится ломать голову: как убедить людей объединиться в комитеты ТОС, которые будут самостоятельно формировать инициативы по обустройству собственных сел и городов?

Без огня в глазах

Вообще, идея ТОСов отнюдь не нова. Массово они стали появляться в России в 90-х годах XX века – для того, чтобы участвовать в обслуживании отдельных территорий населенных пунктов, а также – жилого фонда. С введением Жилищного кодекса последняя функция от них ушла и, как следствие, ТОСы в качестве организационной формы остались практически лишь в сельских населенных пунктах и в частном секторе городов.

– В Воронеже, например, сегодня зарегистрировано более 520 ТОСов, – говорит председатель Общественного совета по вопросам ЖКХ при главе города Ольга Фролова, создавшая в свое время первый в Воронеже комитет ТОС на многоквартирном доме (МКД). – Но многоквартирный жилой фонд охватывают не более десятка из них.

В настоящее время ТОСы, по сути, это те же уличкомы, в ведении которых находятся вопросы вывоза мусора, благоустройства территории, прочистки канализации и даже выдачи справок о составе семьи. Но о том, чтобы выходить с какими-либо серьезными инициативами... Такого практически не наблюдается. Но именно таких действий сегодня ждет от них региональная власть.

– Развитием территориального общественного самоуправления мы активно занимаемся около года, – говорит заместитель руководителя управления региональной политики Воронежской области Денис Коробкин. – И нельзя сказать, что сегодня все понимают, чего именно мы от них хотим в этом направлении. Например, некоторые главы районов просто говорили нам: дайте дополнительные деньги, а мы найдем, как их потратить на то же благоустройство. Но тогда пропадает сам смысл общественного самоуправления: людям опять будет предложено просто сидеть и ждать, когда им что-то и как-то сделают.

Цель – 500 заявок

Что конкретно предлагают в областном правительстве тем, кто видит необходимость в реализации того или иного проекта на своей территории? Во-первых, зарегистрировать сам ТОС. Не обязательно юридически – Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» позволяет регистрировать его обычным уведомительным заявлением, направленным в администрацию поселения или управу района городского округа.

После того как этот этап будет пройден, инициативная группа, создавшая комитет, должна определиться с тем, решения каких задач ТОС будет добиваться в ближайшее время. Это может быть строительство детской или спортивной площадки, обустройство колодцев, тротуаров, ремонт ограды местного кладбища – да чего угодно! После этого нужно согласовать проект с местной администрацией – чтобы новая площадка, например, не была возведена на месте инженерных коммуникаций.

Согласовали? Теперь – самое сложное. Нужно понять, что именно для реализации проекта готовы сделать сами члены ТОС. Может, собрать некоторую денежную сумму, может, вложиться в дело собственным трудом. И после этого сформировать заявку, которую направить в Общественный совет при ассоциации «Совет муниципальных образований Воронежской области».

– Никто, конечно, не гарантирует того, что совет с ходу одобрит ее и выделит грант на всю заявленную сумму, – поясняет первый заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Воронежской области Андрей Марков. – Но какую-то часть денежных средств – если проект сочтут действительно социально значимым – получить будет вполне реально. Сегодня на рассмотрение совета уже подано около 180 заявок на общую сумму немногим менее 40 млн руб. И этого, считает Андрей Павлович, недостаточно.

– Думаю, с учетом того, что в регионе находится сегодня свыше 500 муниципальных образований, нормальной была бы цифра как минимум в 500 заявок – хотя бы по одной от каждого населенного пункта, – говорит он.

Какие именно проекты будут рассматриваться советом в приоритетном порядке, руководитель не поясняет. Правда, четко указывает на то, с какими заявками лучше даже и не пытаться получить грант: с теми, которые касаются ЖКХ и строительства храмов и иных культовых сооружений.

В городе – не как в селе

Хотя в этой связи пока не очень понятно, как в систему ТОС могут вписаться жители областного центра. Существующая модель управления жилищным фондом предусматривает в том числе решение вопросов по прилегающим территориям, на основании схода граждан. В районах многоэтажной застройки деятельность ТОСов может не найти понимания у части местных жителей – например, тех, кто хочет заасфальтировать парковку в том месте, где ТОС пожелает разбить детскую площадку.

– В таких районах ТОС действительно не будет эффективным, – соглашается Ольга Фролова. – В условиях Воронежа, например, более целесо­образным было бы создание ТОС целых жилых микрорайонов. И неплохо было бы организовать их с опорой на советы МКД – в ТОС, например, могли бы войти по председателю каждого совета дома, получилась бы очень сильная общественная структура.

Ольга Евгеньевна приводит в качестве примера ТОС, созданный в Придонском и охватывающий своей деятельностью все 25-тысячное население городского микрорайона.

– Они решают и вопросы благоустройства, и вопросы поддержки отдельных категорий жителей, даже совместными усилиями установили памятник участникам войны, – говорит она. – Такие вопросы в городе ТОС может решать, только объединив под своим началом большое число многоквартирных домов.

Впрочем, неизвестно, будет ли такая их форма поддержана региональной властью. Да и вообще, не очень понятно, насколько сегодняшняя политика по реализации общественной инициативы интересна ей в разрезе города-миллионника.

– Вытаскивая на свет божий инициативу в сельских районах, мы хотя бы видим предприимчивых людей, на которых можно делать ставку, – поясняет Андрей Марков. – А то ведь до смешного доходит – мы зачастую на должность главы поселковой администрации управленца найти не можем, не говоря уж о депутатах сельсоветов.

В Воронеже, как известно, проблем с кандидатами на различные руководящие посты не имеется. Будут ли в таком случае областные чиновники как-то стимулировать создание здесь комитетов ТОС?

КОНТЕКСТ

Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев:

– Если мы хотим пережить это тяжелое время, то нам просто необходимо раскрыть потенциал воронежского социума. Я имею в виду его общественную работу, объединение в комитеты территориального общественного самоуправления. Мы уже сегодня видим, что в тех селах, где есть неравнодушные люди, где имеется рациональное зерно, задачи решаются оперативно. И мы обязательно будем поощрять таких людей, в том числе и финансово, чтобы они видели: если они занимаются хорошими делами, проявляют инициативу, то власть всегда пойдет им навстречу. А как у других?

ПОД ТЕКСТ

А как у других?

Взять общественную инициативу под свой контроль региональные власти пытаются не только в Воронежской области. В Санкт­Петербурге, например, развит институт старост. Староста собирает предложения с территории, передает их в профильное подразделение правительства города, их включают в бюджет и потом финансируют. По сути, территориальное общественное самоуправление в Северной столице является продолжением региональной власти. Равно как и в Иваново, где староста вообще назначается губернатором в качестве его полномочного представителя.

В Белгороде и Липецке границы комитетов ТОС совпадают с избирательными округами, соответственно, жители могут решать свои вопросы с привлечением депутатов и городской казны. Но понятно, что во время предвыборной кампании ТОСы становятся полноценными субъектами политической жизни.Отчитался – получи

В Воронеже сегодня из городского бюджета комитеты ТОС финансируются только в разрезе компенсаций председателям комитетов за выполнение собственных полномочий. Минимальная компенсация составляет примерно 2 тыс. руб. – для комитетов ТОС территорий, насчитывающих менее 300 жителей. Но и эти деньги председатели получают лишь в том случае, если предоставляют ежемесячные отчеты о собственной деятельности.

Уйти от налога

В Воронежской области нашли способ уйти от примерно 30­процентного налога, которым облагаются гранты на реализацию общественных инициатив. По словам Андрея Маркова, для этого сами гранты будут оформляться в виде поручений председателям комитетов ТОС на выполнение тех или иных работ или на приобретение материалов.