Газета,
которая объединяет

Федор Добронравов:

«Каждое последующее поколение обязано быть лучше предыдущего»
Рубрика: от
Автор:

С антрепризным спектаклем в Воронеже выступил всенародно любимый Федор Добронравов. Актер, в последние годы набравший стремительную популярность из-за участия в скетчкоме «6 кадров» и телесериале «Сваты», приезжает в наш город с особым чувством – здесь он учился в институте искусств, здесь родился его младший сын Иван...

С журналистами Федор Викторович разговаривал, что называется, с открытой душой, хотя дело было непосредственно перед спектаклем; мало кто из «звезд» соглашается на такой «интерактив». Но Добронравов – он и тут Добронравов; талантливый человек талантлив во всем.

Полного метра не дождались

Началась беседа с вопроса про «Сватов»: сериал, снимавшийся в Киеве, по понятным причинам остановлен...

– Окончательно, Федор Викторович? Или когда-нибудь, в счастливом будущем, мы увидим-таки новые серии?

– Нет, не окончательно: новые серии уже написаны. Но пока не кончится тот ужас, который происходит на Украине, ни о какой комедии речь идти не может... Мы поддерживаем отношения с Андрюшкой Яковлевым (сценарист, режиссер, продюсер – прим. авт.), перезваниваемся – он говорит, что готов продолжать проект. Сказал, что развитие написано здорово, а я ему верю.

– «6 кадров» тоже закончили снимать, сейчас только повторы идут...

– И еще лет 15 идти будут.

– А почему с «кадрами»-то решили завязать? Причем вы – первый из актеров-участников?

– Ну, всему приходит конец. Я посчитал, что для меня этого шоу уже многовато. Возраст! Было бы мне лет на 15 поменьше – еще бы лет 10 снимался. А когда шестой десяток пошел, лысина растет... Зачем копать себе яму? Глубокую? Ведь кроме комедийных ролей, нам больше ничего не предлагают. Это мало того что начинает надоедать – ломает, просто-напросто, жизнь людям.

– То есть режиссеры только в «смешном» амплуа вас и видят?

– Только!

– А не хотели бы той же актерской труппой, «шестикадровой», самостоятельно разработать какой-то новый проект – и предложить телеканалу?

– Да они сами предлагали это! Причем все десять лет, сколько мы снимались на СТС. Вот, соберем группу, сделаем на вас полный метр... И – ни-че-го! «Кухню» сделали, «Молодежку» сделали... Я не говорю о том – хорошо или плохо. Может, и у нас ничего бы не получилось. Но ведь и попробовать не дали.

Ученик и учитель

– А каких ролей вам хотелось бы сегодня?

– Всяких. Я хочу попробовать все жанры. Ну, невозможно постоянно есть одну манную кашу, какой бы вкусной она ни была, сколько бы масла и сахара туда ни положили. Каждый день одно и то же – это как?.. Не могу сказать, что жажду сниматься в ужастиках, триллере и т.д. Скорее, знаете, в фильмах такого плана, как у Робина Уильямса, царствие небесное ему. Хотелось бы, чтобы вот такие сценарии писали – про очень, просто очень доброе! Прямо свято доброе! А не про то, что – «бах-бах», эй, скорей, сюда, все бандиты за мной побежали... Думать – не надо, вообще ничего не надо; пустое времяпровождение. За душу не хватает. А хотелось бы, чтобы можно было поплакать и посмеяться.

– Чем сейчас живете, как актер?

– Только Театром сатиры, где работаю. Плюс две антрепризы у меня – «Воспитание Риты» Кшиштофа Занусси и «Забор» Леонида Трушкина, где играю с младшим сыном Ванечкой.

– Каково оно – с сыном на одной сцене? Сложно?

– Мне нравится! И режиссеру тоже. Сложностей – никаких...

– Возможно такое, что сыновья вас переплюнут в профессии?

– Да хоть бы заплевали – только рад буду... Каждое последующее поколение должно быть лучше предыдущего. Обязано! Иначе – деградация. Ученик должен быть лучше своего учителя. Должен! С родителями – то же самое: они должны быть чуть-чуть ниже своих детей, чуть-чуть хуже. Потому что молодежь быстрее думает, соображает, она другая. Изначально лучше меня.

– Но профессиональный совет сыну дать можете?

– Конечно! У меня все-таки – опыт, которого у него пока нет. Мы часто друг другу подсказываем: он, бывает, лучше разберется в какой-то драматургии... А недавно я очень сложный спектакль посмотрел с участием моего старшего сына, Виктора – «Бег» в постановке Юрия Бутусова. Он там играет Хлудова.

– И как?

– Шикарно! Вообще спектакль хороший. Поначалу немного длинноватым показался, но, когда я вошел в саму структуру спектакля, в правила игры – длинноты уже были для меня приемлемы.

Актерские кошмары

– Федор Викторович, нас, зрителей, способно рассмешить одно только ваше появление на экране. А что способно вызвать смех у вас?

– Да все! Вокруг так много смешного и хорошего! В том числе – на сцене: любая оговорка – уже смешно.

– Мы говорим, давайте уточним, о добром смехе...

– Да, конечно. Сейчас опять открылась в театре та ниша, где зрителю хочется хорошего, доброго. Хочется подумать над сценарием. Человеку интересно не только зрелище, не только реалити-шоу, что-то такое документальное... Мы с Ольгой Александровной Аросевой играли спектакль «Как пришить старушку» 15 лет при битковых залах. Люди смеялись и плакали. А это – обычная притча о добре и зле, больше ничего...

– Все помнят ваш блестящий дуэт с Агутиным в проекте «Две звезды». Ничего подобного не планируется на ближайшее будущее?

– Можно, наверное, было бы где-то еще поучаствовать в таком качестве, но, вы знаете, я к себе отношусь чрезмерно, наверное, щепетильно. Средне петь – не хочу. А как хороший певец – не тяну, по моему мнению. Тут учиться надо. Репертуаром специально заниматься. А времени на это нет: театр забирает все. Что-то кроме осилить сложно... Так, подурачиться с Ленькой где-то на концертах – да, иногда встречаемся, дурачимся.

– Снятся вам актерские кошмары? Про то, к примеру, что на сцене слова роли забыли?

– Снятся, конечно. Но редко, слава богу.

– А в реальности такого не было?

– Да что вы! Все бывает! И хорошо, если это проза... Но в любом случае выкручиваемся как-то: партнеры текст знают, подсказать могут. А зритель... Что бы ему ни показывали – он, если пришел на спектакль в первый раз, все воспринимает, как так и надо. То, что для нас – ужас, для него – норма. Ну, пауза. Ну, несколько затянулась. Наверное, это что-то очень серьезное, очень интересное... Бывает, артист даже уходит за кулисы, спрашивает, что он должен сейчас сказать. Возвращается – продолжает играть, а зритель понял, что все идет своим чередом.

Артист против режиссера

– Понравилось вам репетировать с Занусси? Ведь по особой методике работали – вы жили в его доме, погружались в соответствующую реальность...

– Знаете, все это было похоже на какой-то странный анекдот. Я бы до того никогда в жизни не предположил, что такой спектакль, как «Воспитание Риты», можно сделать за семь дней!

– И правда – нонсенс!

– Тут сработало то, что этот мировой известности режиссер – очень большой авторитет для артиста. Второй момент – эффект дало то, что ты этим делом занимаешься 24 часа в сутки. То есть он вытащил нас из московской суеты – и ничего, кроме репетиций, не признавал. По разу сводил нас на балет и отпустил девчонок в магазин сувениры купить – все! Мы чуть-чуть спали и чуть-чуть ели – больше ничего... Если бы сам не прошел это – не поверил бы, что за семь дней можно освоить такое количество текста, не говоря уж о прочем. Но, оказывается, все возможно в этой жизни...

– А не было мыслей насчет собственной режиссуры?

– Ну, когда ты работаешь с людьми, которые хорошо к тебе относятся – вообще непонятно, кто есть кто. В тех же «Сватах» все настолько сложилось, что не могу сказать, кого там больше – сценариста, режиссера или артиста. После проведенного вместе времени, очень долгого, мы стали чувствовать одинаково, дышать одинаково, мыслить одинаково. И когда мы, артисты, что-то предлагали – Андрюха радовался: «Ой, замечательно, давайте так и сделаем...» А режиссерские амбиции... Попробовал я себя в этом качестве в Театре сатиры – Александр Анатольевич предложил поставить спектакль, который сейчас у нас идет. «Средство от наследства» называется. Юрий Ряшенцев написал стихи замечательные – театральные такие, как у Грибоедова... Я поначалу отказался: мол, артист должен играть – зачем мне режиссура? Но Александр Анатольевич уговорил: есть, сказал, традиции в театре, все сами ставили – и Миронов, и Папанов, и Менглет... Я попробовал – не получилось. Вернее, как не получилось – разругался с артистами любимыми. Я – максималист такой, понимаете? Прибежал к Ширвиндту, сказал: если хотите, чтобы все состоялось – доделываете спектакль сами. А я – не могу: буду артистом, и все...

Прямая речь

– На сегодняшний день у меня – одно отдохновение: внучка пятилетняя! Хочу, чтобы этих «отдохновений» в моей семье было много! Буду вкладывать всю свою теплоту во внуков. Дети уже взрослые: что мог – вложил в свое время. А внуки – это совершенно другое понятие любви. Это просто любовь, безответственная и безоглядная. Все, что касается строгостей – пускай родители ногами топают. А бабушки-дедушки всегда были добрыми и мягкими.