Газета,
которая объединяет

НеуДачный сезон

Воронежский заказник и дачный кооператив спорят за землю
Рубрика: Спорт№ 53 (1913) от
Автор: Ирина Костенко

Администрация «Воронежского заповедника» с месяц назад предостерегла жителей региона от дальнейшей покупки участков в кооперативе «Рамонские дачи» (Рамонский район). У инспекторов заказника возникло, казалось бы, обоснованное подозрение незаконности возведения дачного поселка. Ведь стройка идет фактически на территории заказника…

Однако у фактических владельцев участков в кооперативе совершенно другая точка зрения. Они утверждают: при покупке земли никто и знать не знал о том, что это – территория заказника. А на руках у покупателей – «зеленки» и согласованная проектная документация. Кто же прав в этой ситуации, попытался выяснить «Берег».

О начавшейся застройке ценных природных территорий мы уже писали (см. №37 за апрель 2015 года). Напомним: инспекторы заказника при очередном рейде обнаружили в границах Воронежского заповедника «незаконную» строительную активность. Там началось возведение дач кооператива «Рамонские дачи». По закону капитальное строительство в заказнике разрешено только по согласованию с Министерством природы РФ. Такого согласования, как разъяснили сотрудники ведомства, владельцам кооператива не выдавалось.

Проект же документации по планировке дачного поселка, действительно, существует. Причем – утвержденный местными властями. Но никакой силы он, как выяснилось, не имеет. Соответствующее постановление администрации Рамонского поселения оспорила прокуратура, признав его незаконным.

Строительство дачного объединения правоохранители приостановили.

А по другую сторону баррикад оказались люди, купившие в поселке «Рамонские дачи» участки.

«Ни о каких претензиях со стороны властей или иных надзорных ведомств в свое время сказано не было, нас заверили, что все документы в полном порядке».

Само дачное строительство планировали начать в мае 2015 года. Собственники участков за свой счет начали проводить необходимые подготовительные работы – подводить коммунальные сети, строить забор и убирать горы мусора. И тут вдруг выяснилось, что, имея необходимые документы, все это время собственниками данной земли они фактически не являлись.

– Оказывается, еще в 2011 году Минприроды по собственной инициативе присоединило купленные нами земли к заказнику. При этом ни одна инстанция, в том числе и местная администрация, не были поставлены в известность о данном решении, – негодует обратившийся в редакцию нашего издания лидер инициативной группы дольщиков дачного поселка «Рамонские дачи» Александр Лисов.

У владельцев участков возникает резонный вопрос: где были федеральные чиновники, когда люди покупали эти земли несколько лет назад, и почему проблема возникла именно сейчас?

– Возможно, покупатели ничего и не знали. Но незнание, как мы знаем, не освобождает никого от ответственности, – комментирует ситуацию Игорь Воробьев, заместитель директора по административно-правовой работе ФГБУ «Воронежский государственный заповедник», кандидат биологических наук.

Специалист напомнил, что заказник существует много лет, на въезде – информационная табличка. Информацию о том, что кто-то хочет забрать у людей их владения, сотрудник заказника опровергает. Так как заказники создаются без изъятия прав собственности, то  это простое обременение прав. Впрочем, сотрудники заповедника пока воздерживаются от развернутых комментариев, поскольку сейчас сложившуюся ситуацию проверяют уже полицейские. Также в арбитражном суде идет тяжба между ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» и дачным кооперативом «Рамонские дачи».

– И это только начало, – предрекает Виктор Ступин, руководитель регионального Росприроднадзора, – ситуация крайне сложная. Люди получили эти участки в 2006-2007 годах – когда еще не существовало положения о заказнике, а земли особо охраняемой природной территории не были внесены в кадастр.

А еще, как выяснилось, на территории заказника немало и других участков, занятых под строительство. Причем эти проекты не прошли необходимых экспертиз и согласования.

Сейчас проверки по этому вопросу также проводят полицейские, Росприроднадзор, природоохранная прокуратура. Но вся эта история, считает руководитель Росприроднадзора, – однозначно судебное дело… Именно в суде и должно быть установлено, что же произошло на самом деле. Возможно, участники дачного кооператива действительно стали заложниками и жертвами ситуации. а может, злостными нарушителями…