Газета,
которая объединяет

На английский манер

Воронежцы наблюдали за «Воспитанием Риты»
Рубрика: Культура№ 52 (1912) от
Автор: Анна Жидких

Прямо скажем, спектакли живого классика Кшиштофа Занусси приезжают в Воронеж нечасто. А вот «Воспитание Риты» в постановке знаменитого польского режиссера в течение двух последних лет показали в столице Черноземья дважды. И оба раза – с аншлагами, цветами под занавес, аплодисментами и криками «браво».

Спектакль и сам по себе – значительное произведение сценического искусства: простой и мудрый, не рассчитанный на спецэффекты (коих нет), неспешный, внимательный к слову и жесту. А тут еще исполнители – экстра-класса: известные артисты, звезды скетчкома «6 кадров» Ирина Медведева и Федор Добронравов, исполнившие главные роли.

Пьеса английского драматурга Уилли Рассела в России почти не известна, тогда как в Англии 80-х ее высоко оценили в интеллектуальных кругах. И в 1983-м экранизировали: сценарий, между прочим, номинировался на «Оскар».

И вот – «Рита» на сцене. Воронежской. Действия как такого нет – это история диалогов. Разбитная парикмахерша отнюдь не изысканного воспитания и соответствующего кругозора мечтает набраться ума-разума под руководством профессора словесности Фрэнка. Спивающийся поэт-неудачник и девушка с характером, падкая на бульварную литературу и дешевые телешоу, в результате словесных баталий и коллизий пьесы, существующих «за кадром», обретают не только смысл жизни, но и – любовь.

Занусси ввел в спектакль персонажа, которого в пьесе Уилли Рассела нет. Это практически бессловесный бомж, мимо которого Рита все время проходит в дом Фрэнка. Опустившийся человек-фантом по соседству с высокообразованным ученым и талантливым литератором – намек на возможную деградацию непризнанного гения, запивающего неудачи «из горла»…

Великая сила искусства, показанного публике Воронежского концертного зала, в очередной раз убедила: богатство ума и души – единственное, что способно определить настоящее и будущее. Правда, это в Англии…