Газета,
которая объединяет

Нашел женщину

Галерея «ХЛАМ» организовала Татьянина день
Рубрика: от
Автор:

Персональная выставка липчанина Юрия Татьянина, работающая в галерее современного искусства «ХЛАМ», интригует самим названием: «В поисках Розы Люксембург». И знакомство с ее содержанием эту интригу не только не убьет, но и раздует: выставочные экспонаты – отражение оригинального авторского взгляда на мир в целом и на персонажа платоновского «Чевенгура» в частности.

Для того, чтобы разбираться с этим взглядом было проще, зрительское внимание акцентируется на важной «вводной» информации: Юрий Татьянин, он же для краткости ТЮН, живет в промышленном центре Черноземья, одном из богатейших городов России. В котором интерес к современному искусству практически равен нулю…

Портрет одной прекрасной дамы

В этой ситуации художественная деятельность ТЮНа становится актом сопротивления, нонконформизма, борьбой с обывательскими ценностями. Татьянин, бывший книгопродавец, переквалифицировавшийся в брутального живописца-примитивиста, автор множества фантазийных текстов и создатель собственной мифологии, не одной лишь гражданкой Розой вдохновлялся. Прежде художник упоенно описывал житие и творчество Йозефа Бойса, Малевича, Ван Гога, Пригова, Гогена. Героев искусства сменили упыри, доморощенные звезды и милиционеры. И вот теперь – своего рода художественный парафраз знаменитого платоновского «Чевенгура» с остановкой на романтичном женском образе, о котором Копенкин мечтает, как Дон Кихот о Дульсинее. На выставке в «ХЛАМе» представлены два десятка работ, выполненных на холстах, полотенцах, скатертях и коврах. Техника: масло, аппликация, ручная вышивка. Тоже, между прочим, брутальная.

– Для Степана Копенкина Роза Люксембург – возлюбленная и прекрасная дама, которую он желает откопать из сырой земли, оживить и привести в коммунизм Чевенгура, – напоминает коллизию романа Юрий Татьянин. – Поэтому большинство работ выполнены на пляжных полотенцах с изображениями красавиц. Где-то нанесен текст из романа, другие вещи поделены пополам: верхняя часть – сама Роза в ее девственной чистоте революции, а нижняя изображает моменты жизни и смерти героини в окружении друзей и последователей. В экспозицию входит серия работ, сделанных на плюшевых скатертях и коврах, что, по моему мнению, олицетворяет землю-чернозем и стремление народа (а без меня народ не полный!) к красоте.

Четырежды очарованный

Вот такое посвящение любимому писателю и его знаменитому «Чевенгуру»! «Неправильный» Андрей Платонов, доживи до наших дней, воспринял бы такие «иллюстрации» Татьянина, по-моему, без удивления.

– Я пригласил Юрия Татьянина как художника, давно признанного в российских столицах, – подчеркивает директор «ХЛАМа» Алексей Горбунов. – Он создает «живопись прямого действия». Реагирует на события, которые его будоражат – события истории искусства, новостного ряда и будничной жизни. Работы этого автора полны черного юмора. А также – размышлений. И предназначены для людей, способных к самоиронии. При этом Юрий отдает себе отчет в том, что труд его – во многом сизифов. Он говорит: «Наше общество – как многослойный торт «Наполеон», где слои никогда не пересекутся».

– Татьянин ведь не впервые выставляется в «ХЛАМе»?

–Да, «В поисках Розы Люксембург» – его вторая персональная выставка в нашей галерее. Сделанная по мотивам романа «Чевенгур», она как бы предваряет Платоновский фестиваль, привнося в отношение к Платонову новые краски. По словам Юрия, он читал этот социально-философский роман четырежды – в 35, 40, 45 и 50 лет. И каждый раз заново испытывал очарование и шок. Кроме всего прочего, текст «Чевенгура» сподвиг художника создать целую серию работ, где странствующий рыцарь революции Степан Копенкин стремится обрести Розу Люксембург. Эпопея представлена более чем двадцатью полотнами.

Улыбайтесь, господа!

– Я спрашивала Юрия, каково ему заниматься вышивкой, и поняла, что это – отчасти и медитация, кроме всего прочего.

– Вообще на вопрос, удобно ли мужчине заниматься вышивкой, Юрий отвечает, что «лучшие повара – мужчины, а лучшие поварихи – женщины». Он создает свои работы при помощи вышивки зимой – дабы не травить домашних едкими испарениями растворителей и технических красок. А живописью занимается летом, на даче.

– Хищная, однако, у него Розочка местами вышла…

– На вопрос, почему у всех его мифологических персонажей (Копенкина, Цеткин, милиционеров, Пригова, мертвых зайцев, Ван Гога, ударников капиталистического труда, Бойса, пионеров и т.д., и т.п.) злые улыбки, Татьянин отвечает, что, на его взгляд, в России просто не умеют улыбаться. И это сказывается на работах художника…

Досье «Берега»

Юрий Татьянин родился в 1963 году в городе Липецке. Закончил машиностроительный техникум. С 1983 по 1989 работал в академическом театре драмы имени Толстого машинистом сцены. С 1991 по 2006 год занимался книжным бизнесом. Первые живописные работы относятся к 1993 году.

Произведения Татьянина находятся в собраниях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музея современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург), Московского музея современного искусства, Художественного музея им. Врубеля (Омск), Музея народного и декоративно-прикладного искусства (Липецк), в российских частных коллекциях.