Газета,
которая объединяет

Алиса Гребенщикова: «Небесная канцелярия меня оберегает»

Рубрика: от
Автор:

Со спектаклем «Капель» в нашем городе во второй раз побывала известная актриса, дочь легендарного рок-музыканта Алиса Гребенщикова. В книжном клубе «Петровский» эта камерная постановка Эдуарда Боякова воспринималась как девичьи посиделки на кухне – именно так, как и задумывалась.

Стихи Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского и Риммы Казаковой, песни из репертуара Майи Кристалинской, Клавдии Шульженко и Анны Герман… Романтика 60-х оказалась близка не только актрисам Алисе Гребенщиковой и Юлии Волковой (а также их аккомпаниатору Алине Ненашевой), но и воронежцам.

Разные масштабы

– Проект «Капель» – это нечто очень девичье и сердечное, нежное и совсем несовременное, – говорит Алиса. – Спектакль о весне, которая может наступить в любое время года, и о девушках, остающихся девушками вне зависимости от возраста.

– Алиса, вы не раз говорили, что любите эксперименты. А какие-то границы дозволенного для вас в творчестве есть?

– Это очень специфический вопрос, я часто его сама себе задаю. Думаю, чего бы я не смогла сделать. И в силу того, что я не могу определиться с этими границами, небесная канцелярия оберегает меня. Мне не предлагают ничего такого, за что было бы стыдно. Несколько лет назад я решила для себя, что буду делать только то, что нравится. Так как я люблю работать с текстами, то либо сама делаю какие-то продукты, если такое выражение уместно применять к творческой лаборатории, либо являюсь инициатором проектов. «Капель» – мой личный проект, который родился у меня в голове. А в театре «Практика» идет спектакль «Ежик и медвежонок», где, с одной стороны, я – просто исполнитель, а с другой – автор идеи. Так получается, что от чисто исполнительской структуры я отошла немного – в тех проектах, где занята как артистка, я являюсь и соавтором. И у меня не возникает мысли сделать что-то, способное вызвать широкий общественный резонанс.

– Никита Михалков сказал, что кино для него – это удовлетворение творческих амбиций за чужой счет. За счет Фонда кино, банкиров… А для вас чем является творчество?

– У нас с Никитой Михалковым разные масштабы… Мне просто хочется что-то делать – и я делаю. Для меня творчество – это удовлетворение, наверное. Я себе таких вопросов не задаю…

– Вы вообще человек амбициозный?

– Нет, совершенно не амбициозный. Наверное, когда мне было поменьше лет, я жалела об упущенных возможностях, о том, что не попала на пробы какого-то фильма, что мне даже не дали шанса... А сейчас в силу того, что нашла себе ряд занятий, которые мне интересны, кажется, что лучше направлять энергию в какое-то одно русло. Направлять и совершенствоваться, чем я и занимаюсь. Правда, не всегда все получается. Меня часто зовут в антрепризные спектакли, я даже соглашаюсь, а потом прихожу на репетиции и понимаю, что это не отзывается в душе. С одной стороны, это моя работа, которую я должна делать хорошо. Я, актриса, должна быть пластилином. Но я – такой строптивый пластилин. Мне хочется, чтобы было комфортно в том, что делаю, комфортно с партнером – это тоже очень важная часть актерской профессии…

Фестивальные ужасы

– Что из последних увиденных фильмов вам понравилось? Что посоветуете посмотреть?

– Рекомендовать что-либо я опасаюсь: вкусы у людей разные. На меня самое сильное впечатление за последний год произвел фильм Валерии Гай Германики «Да и да», который был показан на Московском кинофестивале, где Лера получила один из призов. Он – очень мощный, но рекомендовать его ни в коем случае не могу. Я-то – человек подкованный и закаленный в этом отношении, уже лет 12 смотрю все фестивальные новинки. Но таких людей, как я, немного. Фильм «Да и да» хоть и про любовь, но очень тяжелый, мощный, страшный… Мы с девочками вышли из зала в слезах. А рядом со мной сидели молодой режиссер и оператор, так они закрывали глаза и спрашивали: «Ну что, Алис, можно уже открывать?» Они боялись смотреть на экран, а я – нет. Я цепенела от ужаса, но смотрела. Вот это сильное художественное высказывание, я считаю. Но не представляю, как смотреть этот фильм дома, когда есть искушение нажать на паузу, отойти куда-то... «Левиафан» тоже, наверное, сложно дома смотреть. А когда сидишь в зале, тебе некуда деваться – ты вжимаешься в кресло и смотришь.

Еще я недавно посмотрела фильм «Любит, не любит» со Светой Ходченковой и Максимом Матвеевым. Очень легкий, летящий… Света там такая прекрасная – я ею восхищалась и как девушкой, и как актрисой. Заслуга режиссера, что он позволил так ей раскрыться и показать большую исполнительскую палитру.

– А вы сейчас где-то снимаетесь?

– Снимаюсь в сериале для ТНТ, но по условиям контракта не могу про это рассказывать. Это не «жвачка» типа «Ворониных» – это сериал, который я с удовольствием смотрела бы сама. Картина про талантливого человека без амбиций, иногда с довольно жестким юмором. Главный герой – писатель из Петербурга, у которого не складывается карьера. У меня там тоже довольно любопытный персонаж… Думаю, сериал на экраны выйдет этой осенью. Кроме того, сейчас снимаюсь в фильме «Училка» Алексея Петрухина. Это фильм о конфликте поколений, о том, что учительница старой формации – историчка в старших классах – не может найти общий язык с учениками. У них тотальное недопонимание. Сценарий интересный и неожиданный, такой социальный проект получается. Главную роль играет Ирина Купченко, а у меня роль тележурналистки. Новостники порой рассказывают о чем-то, не включаясь в суть проблемы, но в финале моя героиня, когда конфликт максимально обострен, говорит: «Самое время задуматься, в чем заключается воспитание подрастающего поколения!»

Каждый должен задать себе вопрос: что я сделал для страны, для нашей истории? И это очень созвучно моим собственным мыслям. Хорошо, когда ты начинаешь маленькую воспитательную работу внутри своей семьи, важно с детьми разговаривать, не держать их в вакууме. Они должны понимать неоднозначность мира, видеть, что не всем хорошо живется. Дети должны знать, что нужно участвовать в благотворительности, помогать тем, кто нуждается в помощи. Воспитание неравнодушия в детях – задача родителей.

Человеку нужны рамки

– Как вы прививаете эти вещи сыну?

– Иногда беру Алешу на выступления в больницах или в реабилитационных центрах. Он видел лежачих людей на каталках, на костылях… Не нужно закрывать детям на это глаза и напяливать на них розовые очки. Ребенок познает мир – и видит, что в нем какие-то сложности, и что это нормально. И относится к этому как к части жизни. Кстати, раньше Алеша думал, что все дети путешествуют с родителями, ездят на выставки, в театр… А потом с ужасом сказал мне, что в классе есть девочка, которая нигде не была и ходит с мамой только в магазин.

– Какие-то табу для сына есть?

– Безусловно, есть какие-то правила. Мультфильмы он может смотреть только с утра; вечером, после детского сада – ничего не смотрит. Гаджеты – только по выходным. Как правило, один выходной мы проводим познавательно, куда-то ездим. И максимум, когда он может поиграть в телефон – это по дороге в машине. А в другой выходной, если мы никуда не едем, и я работаю, он может посмотреть ТВ и поиграть в компьютер. Есть жесткие ограничения, и сын в них себя хорошо чувствует. Я считаю, что каждому человеку нужны рамки!

– Вы часто водите Алешу по музеям. А если бы вы пришли с ним в Эрмитаж и увидели человека, валяющегося в крови, как бы объяснили сыну суть современного искусства?

– Я думаю, что это вопрос не одного дня, так что сиюминутного ответа не получится. Сейчас в московском центре современного искусства «Гараж» проводится цикл лекций для детей с родителями, где поясняется то, что происходит в современном искусстве. Думаю, что в следующем году, когда Алексей пойдет в школу, мы обязательно пройдем этот курс лекций. Чтобы и я как-то обоснованно могла ответить на такие вопросы, и чтобы сын уже что-то понимал.

Оно ведь и в живописи, чтобы обучиться абстракции, нужно начать с изучения классической школы. Так же и в хореографии, и в театре… Сначала нужно познать азы, каноны, а дальше уже – либо имея в виду эти каноны, либо отрицая их, заниматься чем-то своим. Так вот и мы с сыном пока изучаем классическое искусство, а потом будем потихонечку переходить к современному.

Кефир в борьбе за фигуру

– Сын еще не изъявил желания попробовать себя на сцене?

– Нет, он очень спокойно к этому относится. Зато у него есть режиссерские замашки. Он часто режиссирует семейные фотографии – рассказывает, как кому встать, какие позы принять. Очень любит всю семью фотографировать, выстраивает кадры. Недавно, кстати, мы с ним ходили на мастер-класс по съемке фильмов для детей-подростков. Там ребятам от 10 до 16 лет рассказывали какие-то драматургические основы, и Алеша наравне со всеми участвовал в процессе.

– Так скоро и вас пригласит к себе сниматься. Согласитесь?

– Если буду соответствовать. Вообще это сложный вопрос, посмотрим.

– Алиса, вы замечательно выглядите. У вас есть какой-то секрет стройности?

– Конечно, есть. Как ни смешно звучит, лучше всего помогает кефир. Кефир, и больше ничего! Кроме того, я танцами занимаюсь. Люблю атмосферу классической хореографии, музыку, станок и все, что связано с балетом. Но это уже борьба не за фигуру, а за красоту.

Кстати

Возможно, скоро Алиса Гребенщикова будет преподавать воронежским студентам спецкурс по актерскому мастерству. С этим предложением к ней обратился ректор воронежской академии искусств Эдуард Бояков. «Он не чужой мне человек, я достаточно долго с ним работала, и он многому меня научил, – говорит актриса. – Думаю, я могла бы многое передать будущим актерам в плане работы с текстами, стихами. Готова поделиться с воронежцами этими полезными знаниями».