Газета,
которая объединяет

Благоустройство в режиме нон-стоп,

или Как реконструировать город за два месяца
Рубрика: Воронежу – 425!№ 102 (1385) от
Автор: Юрий Бабаян

О том, как преображается город к своей 425­й годовщине, знает, пожалуй, каждый воронежец: если кто не видит изменения облика тех или иных объектов сам, черпает эту информацию из многочисленных телесюжетов и материалов в прессе.

Однако мало кому известно, что ряд действительно знаковых видовых мест в центральной части города был реконструирован в течение двух месяцев. Многие специалисты считают, что за столь короткий срок провести весь комплекс подобных работ невозможно, однако работники ООО «Завод «АрБет» смогли посрамить скептиков.

– Когда объявлялись конкурсы на реконструкцию основных видовых мест Воронежа, мы даже не думали принимать в них участие, – говорит директор предприятия Валерий Швецов. – На тот момент мы уже знали, что нам предстоит работать на реконструкции площади им. Ленина, и наши мысли были заняты только ею. Но когда после вмешательства антимонопольной службы итоги конкурсов были отменены, а нас попросили принять в них участие, мы решили рискнуть. И не прогадали.

Охват — вся область

В результате ко Дню города «АрБет» помимо полной реконструкции площади им. Ленина взялся проводить аналогичные работы на Адмиралтейской площади, улицах Карла Маркса и Кольцовской, благоустраивать сквер на привокзальной площади, территорию с тыльной стороны областного правительства (так называемый «Конгресс­холл»), а также возле реконструированного театра драмы им. А. В. Кольцова. На каждый объект, выполнять которые приходилось практически параллельно, отводилось не более двух месяцев.

Правда, у компании уже был опыт работы в режиме цейтнота. Так, в 2009 году именно ей было доверено провести реконструкцию Кольцовского сквера. 9 мая «АрБет» начал работу на объекте, а уже 11 июня сдал его в эксплуатацию. А ведь там пришлось вымостить 7 тыс. квадратных метров тротуарной плиткой, провести озеленение, полив, электрику, установить скамейки и урны.

– Там был слой бетона еще брежневской заливки, который требовалось разбить, – вспоминает заместитель директора предприятия Виктор Адарченко. – Но сделать это было практически невозможно: гидромолоты буквально отлетали от этого бетона.
Впрочем, несмотря на все сложности, с работой в Кольцовском сквере компания справилась. Так же, как она уже неоднократно справлялась на Советской площади и площади Победы, улицах Плехановской, Никитинской, Богдана Хмельницкого, Циолковского, на иных объектах в городе и области.

– Сегодня вспомнить наперечет все объекты, где мы проводили благоустройство и реконструкцию, не так­то и просто, – улыбается Валерий Николаевич. – Их действительно было очень много. Нашими усилиями появился образцово­показательный дворик на ул.Хользунова, парк возле памятника в честь 80­летия образования ВДВ, «Роща сердца», благоустроенная территория возле гостиницы регионального правительства. Серьезные работы проводили мы в районах Воронежской области: Острогожском, Богучарском, Верхнемамонском, Эртильском, Рамонском, Аннинском, Лискинском, Новохоперском, Павловском, Бобровском. Работали и в Лебедяни соседней Липецкой области, где благоустроили практически весь центр города.

Вообще, работами по благоустройству ООО «Завод «АрБет» занимается уже более 10 лет. Компания подходит к вопросам благоустройства комплексно, занимаясь не только проведением самих работ, но и производством материалов для этих целей. Бортовой камень, тротуарная плитка, поребрик, кованые изделия и даже тартановые основания для спортивных площадок — все это производят на воронежском предприятии. Это, с одной стороны, удешевляет стоимость работ, с другой — гарантирует постоянное наличие необходимых материалов.

Гранит и шпильки

Добившись серьезных успехов в мощении тротуарной плиткой, в текущем году «АрБет» открыл новый для себя горизонт — мощение гранитом. И «сигнальным» для него стал такой знаковый объект, как площадь им. Ленина.

– Площадь Ленина должна быть монументальной, отражать свой статус центральной площади крупного города, поэтому выбор материала был выбран не случайно, – поясняет Валерий Швецов. – Из гранита выполнены Красная площадь в Москве, Дворцовая площадь в Санкт­Петербурге, крупнейшие площади во всех городах мира. Если на бетонную брусчатку производители дают гарантию 50 лет, то та же Красная площадь стоит уже более 800 лет. И мы даем гарантию, что наша работа продержится не меньше.

Манипуляции возле памятника вождю пролетариата были проведены строго «по науке». Сначала произвели выемку грунта с более чем полуметровой глубины. Выяснили, что после войны в основание площади были заложены булыжники, строительный мусор — то, что никак нельзя назвать нормальной «подушкой» для верхнего основания. Теперь же здесь уложен толстый слой песка, поверх которого — щебень. А уже верхний слой составляет гранитная брусчатка толщиной 10 сантиметров. Фактически по такому покрытию могут ходить даже танки — расколоть его очень и очень проблематично. Тем более что гранит имеет очень низкий коэффициент стираемости, соответственно, со временем он будет не разрушаться, а лишь приобретать новые декоративные оттенки.

Правда, после реконструкции стали раздаваться возгласы недовольных. Дескать, и велосипедистам с роллерами покататься теперь негде (гранитное покрытие и не планировалось изначально с идеально ровной поверхностью), а женщины на каблуках — те вообще будут ломать ноги. В ООО «Завод «АрБет» такие обвинения считают некорректными.

– Велосипедистам, например, ничто не мешает продолжать свои занятия на площади, – объясняет Валерий Николаевич. – Они и продолжают кататься. Для роллеров и скейтбордистов действительно появились неудобства. Но, позвольте, кататься на площади Ленина — это совсем не безопасное занятие. Чуть засмотрелся по сторонам — и ты на проезжей части. А с трех сторон площади проходит очень интенсивный поток движения автотранспорта. Поэтому кататься лучше там, где для этого специально отведены места, построены трассы: на базе «Олимпик», в парке возле памятника в честь 80­летия ВДВ. Знаю, что в скором времени откроется роллерная трасса в сити­парке «Град», некоторые управляющие компании уже строят такие трассы. Посмотрите на центральные площади в Европе: все они выполнены из натурального камня, часто из гранита, и как­то люди не пытаются прокатиться там на роликах.

Женщинам, считает руководитель предприятия, ходить по площади можно без опасения: через каждые семь метров здесь проложены дорожки из термообработанных гранитных плит. Они создают эффект глянца, но по ним совершенно не скользит нога. Так что можно ходить хоть на шпильках. Правда, Валерия Швецова поражает сама постановка вопроса: зачем ходить по площади на высоких каблуках? В цивилизованных странах такая обувь используется только для похода в ресторан или театр. На массовые мероприятия, которые обычно проводятся на площадях, на шпильках не ходят не только из­за того, что это является признаком дурного тона, но и, в основном, из­за того, что это неудобно.

Красная «заплатка»

А вот реконструированная Адмиралтейская площадь не доставит неудобств даже любительницам любоваться водной гладью, стоя на шпильках: здесь основное покрытие — как раз бетонная плитка. Правда, у подрядчика работы тут отняли ничуть не меньше сил, чем на главной площади города: ведь мостить пришлось территорию, примерно в два раза большую. Кроме того, были сделаны подпорные стены, которые покрыли стеновыми гранитными плитами, восстановлены чугунные ограждения, покрашены якорь и ростральная колонна, вымощен гранитом участок возле кнехт. Компании даже пришлось заняться восстановлением бетонных парапетов, что доставило работникам «АрБета» немало хлопот.

– Со стороны воды бетон уже начал разрушаться, – говорит Виктор Адарченко. – Но как вести работы на той стороне? Не баржу же нанимать, в конце концов. Когда эта проблема встала очень остро, наши инженеры разработали и произвели специальные леса­«люльки», которые перевешивались через парапет, что давало рабочим возможность заниматься реконструкцией так, как это положено.

Кстати, по словам Виктора Григорьевича, губернатор Воронежской области Алексей Гордеев постоянно контролировал ход выполнения работ на Адмиралтейской площади, почти каждый день возвращаясь с работы домой по такому маршруту, чтобы видеть все, что происходит на объекте.

Площадь эта, кстати, была полностью реконструирована к ночи с 9 на 10 сентября — то есть подрядчики уложились день в день, и в субботу, когда Воронеж посетил вице­премьер правительства РФ Дмитрий Козак, смогли продемонстрировать ему полностью завершенный объект. Но если бы кто знал, какой ценой это было достигнуто!

– Примерно в 2 часа ночи, когда осталось доложить метр или полтора плитки, рабочие выяснили, что не рассчитали с объемами материалов, – с улыбкой рассказывает заместитель руководителя предприятия. – Проще говоря, именно на этот кусочек плитки у них и не хватило. Бригадир связался с директором, получил разрешение взять на складе столько материала, сколько нужно, сел с рабочими в машину и отправился на базу. Здесь они погрузились, вернулись на объект и закончили мощение. Однако утром выяснилось, что в темноте по ошибке они взяли вместо серой плитки, которой выложена вся площадь, красную. Но времени на то, чтобы переделать эту «заплатку», уже не было. Она и сейчас лежит недалеко от въезда со стороны церкви.

По словам Виктора Адарченко, подрядчик будет просить заказчика — администрацию Воронежа — позволить оставить этот кусочек таким, как он сделан. И вопрос кроется отнюдь не в нежелании переделать работу — просто это красное «пятнышко» будет напоминать о том, как работники предприятия буквально разбивались в доску, чтобы успеть выполнить объект качественно и в срок.

– Конечно, мы должны сказать большое спасибо тем людям, которые работали на всех городских объектах, – говорит Валерий Швецов. – Поверьте, они выложились даже не на сто, а на сто пятьдесят процентов. На той же площади Ленина работы начинались обычно в 7 утра и заканчивались только тогда, когда на улице темнело. В это мало кто верит, но главную площадь города мостило всего лишь 27 человек! И они успели к назначенному времени.

Здесь надо отметить, что в два месяца, отводимых на проведение реконструкции столь крупных объектов, входили не только сами работы, но и их проектирование. А по Адмиралтейской площади проект и сметы требовалось еще пропустить и через государственную экспертизу. Но все — и подрядчики­строители, и проектировщики из «Нормативно­правового центра» смогли сконцентрироваться и, не теряя ни минуты, уложиться в график.

Добавить бы времени

Правда, иной раз получалось так, что и максимальной ответственности ООО «Завод «АрБет» и их субподрядчиков не хватало, чтобы справиться с объектом. Так, из­за недобросовестности организации, выигравшей тендер на право провести расширение проезжей части ул.Кольцовской, на долгое время остановились работы по реконструкции Кольцовского бульвара.

– Они выкопали «корыто» под дорожную одежду, спилили ряд деревьев, и весь этот мусор сбросили на территорию, которую мы должны были благоустраивать! – возмущается Валерий Николаевич. – По сути, они нам просто не давали работать. Мало того, они перекрыли нам подъезд к объекту. Подрядчика в итоге там поменяли, но драгоценное время было упущено.

По мнению руководителя компании, на этом комплексном объекте был продемонстрирован некомплексный подход. Улицу надо было либо полностью передавать одному подрядчику, либо регулярно заниматься координацией действий подрядных организаций. Но ни один, ни другой вариант в тех условиях не мог быть осуществлен: заказчиками выступали разные структуры.

Впрочем, считают в «АрБете», ничего страшного из­за того, что бульвар будет к 17 сентября доделан не до конца, нет.

– Пешеходную зону в плитке мы выполним, она уже практически завершена, – объясняет Валерий Швецов. – Освещение частично уже установлено, с ним мы тоже успеваем. Скамьи и урны лежат на складе, в последний момент, когда работы по мощению будут завершены, мы их поставим — на это нужно будет не более одного дня. Есть вопросы по ограждению. Долго шли споры, ограждать бульвар или нет. Решили все же оградить. Но уже было поздновато. Выполнить успели лишь половину из 1080 погонных метров кованых ограждений, остальные будут установлены уже после основных празднеств. Не удастся полностью выполнить и работы по озеленению: чернозем будет спланирован, трава на нем высажена, но взрасти она не успеет. А вот клумбы, думаю, появятся.

Подождать, видимо, придется и с пилонами. Основания под них залиты, но элементы архитектурного бетона, уникальная ковка — все это заказывается в Москве, и на то, чтобы их выполнить и доставить в Воронеж, требуется время.

Время — это, пожалуй, главная проблема, с которой приходилось сталкиваться заводу «АрБет» в ходе выполнения работ по благоустройству центральной части города. Ведь предприятие работает более чем с 20 поставщиками, некоторые из которых находятся за границей, и убедить их вносить коррективы в свои производственные планы с той же скоростью, с которой вносились изменения в проекты, просто нереально. А во время начала работ на площади им. Ленина вскрылась еще одна проблема: основная часть гранита для реконструкции шла с Украины. А в это время ее президент Виктор Янукович запретил экспорт гранита, так необходимого для подготовки к чемпионату Европы по футболу. Пришлось переправлять материал окольными путями.

Оправданное доверие

Но Валерий Швецов считает, эти проблемы — решаемые. Главное — что предприятию оказали огромное доверие, позволив выполнить работы на ключевых для города объектах.

– Реконструировать главную площадь города­миллионника — не исключено, что такой объект может стать главным за всю историю работы той или иной компании, – говорит Валерий Николаевич. – Вряд ли мы, конечно, будем мостить еще какую­нибудь центральную площадь, но даже если будем – мы живем и работаем в этом городе, и провести реконструкцию площади им. Ленина — большая для нас честь. Мы очень благодарны губернатору Воронежской области Алексею Гордееву за то, что он нам ее оказал. Я также хочу сердечно поблагодарить мэра Воронежа Сергея Колиуха, который пригласил нас заняться реконструкцией объектов в Центральном районе Воронежа. Конечно, пригласили нас не наугад — работу предприятия в мэрии знали достаточно хорошо. Но то, что нас выбрали из ряда действительно достойных компаний — очень приятно. Надеюсь, мы никого не подвели и справились с поставленными задачами именно так, как ожидали этого от нас заказчики. И, естественно, хочется поблагодарить управляющего делами Воронежской области Владислава Николаевича Токарева и первого вице­мэра Воронежа Сергея Крючкова, которые постоянно находились на объектах, давали необходимые консультации, обеспечивали взаимодействие с различными структурами и своевременное финансирование всех проводимых работ. Такое кураторство, поверьте, дорогого стоит.

Общий объем освоенных бюджетных средств на благоустройство и реконструкцию городских объектов у ООО «Завод «Арбет» составил в этом году более 270 млн. руб. Подобные показатели более характерны для квартальных отчетов крупных строительных компаний. Но дело даже не в деньгах. Дело — в оказанном доверии и появившейся уверенности в том, что работа предприятия будет нужна городу не только сегодня, но и завтра, послезавтра. Тем более что компании есть что предложить и городу, и области.

– Сейчас мы выступаем с предложением постепенно реконструировать все пешеходные переходы в Воронеже, – делится своими планами на будущее Валерий Швецов. – Сегодня на них просто наносят краску или резиновое покрытие, которые держатся лишь один сезон. Мы предлагаем заменить их на переходы, вымощенные черным и белым гранитом. Это будет и эстетично, и долговечно. Более того, такие пешеходные переходы станут естественным ограничителем скорости на дорогах, особенно для любителей погонять по ночам. Нам хотелось завершить ансамбль площади им. Ленина, выполнив переходы из гранита в единой с площадью гамме, но пока приходится ждать разрешения от ГИБДД. После того, как там изучат коэффициенты сцепления колес с гранитом, возможно, мы и запустим эту новинку, которая уже сегодня активно применяется в Санкт­Петербурге.