Газета,
которая объединяет

Вечность и еще один вечер

В Доме актера вспоминали Анатолия Абдулаева
Рубрика: Культура№ 33 (1893) от
Автор: Оксана Мишина

Три года нет с нами незабвенного Анатолия Абдулаева – всего или уже? Ни то, ни другое: когда уходят Личности из разряда незаменимых – временные категории в качестве оценки таких потерь не работают. Потому что есть Вечность и есть ничто – третьего, то есть промежутка между ними, в данном случае не существует.

Мне кажется, Гафарыч, как многие называли любимца воронежской публики, народного артиста России Анатолия Гафаровича Абдулаева, в Вечности остался. И из каких-то непостижимых эмпиреев наверняка наблюдал за тем, что происходило в один из последних мартовских вечеров в Доме актера им. Людмилы Кравцовой – со своей благожелательной и одновременно многозначительной улыбкой...

Ни одной «слабины»

Да-да, присутствие гениального Актера на вечере его памяти ощущалось однозначно, спасибо организаторам. На заднике большой сцены укрепили экран, с которого на протяжении всей встречи Анатолий Гафарович в своей неподражаемой манере (ни тени уныния!) обращался к нам – друзьям, коллегам, родственникам, просто зрителям. Живенько и неформально рассказывал о спектакле и актерской профессии, делился остротами на тему сценической жизни, «между делом» высказывался о чем-то жизненно важном – в каждое его слово зал вслушивался, не побоюсь усиления, с жадностью. И вовсе не потому, что человек покинул этот мир и стал, наконец, интересен современникам – Абдулаеву радовались всегда и везде. Он притягивал к себе, как магнит. А уж если об уровне мастерства говорить...

В театральном мире не предусмотрено чемпионство – не о прыжках в длину (иже с ними) идет речь. Но то, что Анатолий Абдулаев был лучшим воронежским артистом – истина, в свое время озвученная аж двумя режиссерами, Бычковым и Бугровым – не оспаривается никем. Столько ролей на сценах ТЮЗа, где прослужил Анатолий Гафарович большую часть своей творческой жизни, и Камерного театра, с которым он активнейшим образом сотрудничал последние годы, даже будучи тяжелобольным – и ни одной «слабины»! Создаваемый образ всегда колоритен, ярок, сочен, органично вплетен в канву постановки. Это действительно был Мастер штучного образца и врожденной преданности театру. А как импровизировал! Тонко, неожиданно, остроумно...

Те же, тогда же…

Вели вечер тюзовские товарищи Абдулаева – Сергей Смирнов и Александр Латушко. Выступавшие, выходя по очереди к микрофону, вспоминали каждый о своем Гафарыче. Профессор Бронислав Табачников рассказал об их давнем ярославском знакомстве, актеры Валерий Блинов и Екатерина Грецова – о совместном студенчестве в том же Ярославле, тюзовский архивариус Виктор Копосов – о буднях и праздниках родного театра с участием Абдулаева. Председатель воронежского Союза российских писателей Галина Умывакина прочитала стихотворение, посвященное актеру, с которым была дружна многие годы. Бывшие актеры театра «Шут» Александр Чувардин и Александр Фильченко спели дуэтом – как при Гафарыче...

Очень теплым и трогательным получилось выступление Тамары Цыгановой-Гальпериной, которая училась в институте искусств на курсе Анатолия Гафаровича. Он взял ее в ученицы, несмотря на комичность экзаменационной ситуации: абитуриентка советского образца на чистом глазу декламировала пафосное графоманское стихотворение (о фамилии автора умолчу из соображений тактичности, но это – поэт известный) – с выражением и штампованными жестами. Кончилось тем, что Абдулаев сполз от смеха под стол. Но крест, однако, на претендентке не поставил – к людям он был внимателен и снисходителен. Благородство называется.

Абдурасенко жгли

С особым нетерпением ждали выхода бессменного парт­нера Анатолия Абдулаева по капустникам и не только, народного артиста РФ Александра Тарасенко. Он рассказал, что именно капустники их, познакомившихся в далеком 1966-м, и подружили. А впоследствии объединили в популярный дуэт Абдурасенко, без которого не обходился ни один театральный юбилей. Сколько талантливых, по-хорошему отвязных строчек было сочинено этой зажигательной парочкой! Сколько перлов выдано со сцены и за кулисами!

– Мы ходили друг к другу в гости, ночами писали сценарии на кухне – то на моей, то на Толиной, – рассказывал Александр Георгиевич Тарасенко. – Смех раздавался на все девять этажей; это были лучшие мгновения моей жизни…

Совместное стихотворчество «абдурасенок» достигло таких масштабов, что друзья-соавторы даже издали его отдельной книжкой. Получился весь солидный – в смысле и объема, и оформления – том под анекдотичным названием «Пир духа». Эту книгу продавали в фойе непосредственно перед началом вечера – и читательский-покупательский интерес к ней, изданной не вчера, красноречивей всех ораторов доказывал: настоящий талант сражение с Вечностью не проигрывает…