Газета,
которая объединяет

Грузия на Депутатской

Галерея «ХЛАМ» показывает коллекцию Сергея Кочурина
Рубрика: от
Автор:

Сразу оговорюсь: к увлеченным людям я отношусь не без опаски. Слишком уж много среди них ортодоксов, категорично отвергающих всякого (именно всякого!) рода контекст. Тем симпатичнее наш случай: коллекционер Сергей Кочурин – не «узконаправленный» собиратель, а знаток и пропагандист современного искусства по совокупности, так сказать, им сделанного.

Потому-то и интересно было познакомиться с экспонатами частной коллекции Кочурина; понятно, что беспомощную в творческом плане ерунду такой эрудированный человек, как Сергей, в личную собственность приобретать не станет. Предчувствия меня не обманули: 23 работы, вошедшие в экспозицию, смонтированную в галерее «ХЛАМ», оказались любопытными все до одной – притом что и стилистически, и настроенчески очень разные.

Энергетический уровень

В уютных комнатках на Депутатской, 1 опять (прецедент уже был) гостит Грузия – произведения Михаила Шенгелии, Вахо Бугадзе, Зуры Гикашвили, Ушанги Хамарашвили, Туты Киладзе, Мамуки Цехладзе, объединенные в выставку «Современные грузинские художники – 2». Это – живопись, которую прекрасно дополняют авторская керамика и миниатюрки, также живописные, Александра Флоренского, известного питерского художника, создателя, кроме всего прочего, «Воронежской азбуки». Тарелочки с рисунками Александра вывешены отдельным блоком и смотрятся как бы особняком. Но это – исключительно в силу яркости творческой манеры мастера, действительно незаурядного и большого.

Собственно, отношение Кочурина к Флоренскому, насколько я поняла, и явилось посылом к появлению коллекции работ грузинских художников. Именно к Александру, у которого много родственников в Тбилиси и где по сю пору цел-невредим дом его прадеда, поехал Сергей в Грузию – с тем, чтобы обсудить переиздание «Тбилисской азбуки». Мысли покупать там что-то из «грузинских» произведений изначально не было. Все происходило, как говорится, по ходу пьесы: Флоренский знакомил Кочурина с местными художниками, приводил в их мастерские. Где коллекционер просто-напросто не проходил мимо того, что нравилось особо.

Объясняясь на этот счет, Сергей подчеркнул: многое из того, что ему нравится – нравится не настолько, чтобы иметь это дома, постоянно перед глазами. То же, что он выбрал именно с такой целью – результат эмоционального, а не «умственного» восприятия искусства. Притом что – это цитата – «разумом современное искусство вообще понять невозможно. Я покупаю то, что мне по душе. Если вещь, передающая самобытность автора, нравится и дает энергию – тогда я принесу ее домой...»

Истории в деталях

Показательно, что Сергей в деталях рассказывал не только о произведениях из своей коллекции, но и о каждом из представленных художников. На уровне, опять же, личных впечатлений, что и ценно. Так, посетители галереи узнали, что Мамука Цецхладзе, человек лет шестидесяти, активно путешествует. И делает своего рода «путевые заметки» – в поездках же и рисует. С особым удовольствием – городские пейзажи. А Михаил Шенгелия любит многофигурные композиции; одна из таковых представлена в «ХЛАМе». Не без участия того же Флоренского: Александр снял со стены картину, понравившуюся Кочурину, и теперь эта замечательная вещь – собственность Сергея.

Очень тронуло творчество Туты Киладзе – единственной женщины среди авторов выставки. Ее миниатюрные пейзажики – типично грузинский наив и чистая непосредственность: по сходным алгоритмам, простым и честным, рисуют дети. В общем, мне понятно, чем «подкупили» грузинские мастера воронежского коллекционера. И его личность в этом контексте становится привлекательной не меньше, чем сами художники: увидеть красивое и большое – это тоже надо уметь. Не говорю уж о той теплоте, с которой Кочурин упоминает о Грузии. Что же касается своего хобби…

– Я считаю себя не коллекционером, а, скорее, собирателем, – уточняет Сергей. – Потому что, в отличие от коллекционеров, не думаю о рыночной стоимости вещи. Не прикидываю, как ее лучше продать, насколько она подорожает со временем. У меня – свой подход, я часто покупаю произведение после того, как знакомлюсь с художником. Общаюсь с ним, стараясь понять характер этого человека, его предпочтения, чувства, мировоззрение. Тогда и от картин получаешь яркое впечатление…