Газета,
которая объединяет

Последствия переедания

Рубрика: от
Автор:

Советское прошлое оставило населению России один довольно тяжелый пережиток: мы не умеем потреблять. Товары и услуги. Вернее, не умеем потреблять их правильно, вечно тяготеем к перебору, будто завтра опять начнется дефицит, и полки магазинов опустеют.

Казалось бы, пережиток этот должен быть присущ только старшему поколению, которое в свое время явно «недопотребило». Но ничего подобного: сегодняшние 30-­летние, почти не сохранившие в памяти отоваривание талонов и очереди за водкой и колбасой, истово повторяют модель поведения своих родителей и потребляют так, будто завтра это уже будет невозможно.

О чем это я? Да о событиях декабря прошлого года, когда население сметало буквально все, что продавалось: мобильные телефоны, телевизоры, холодильники, автомобили, недвижимость. Причем по любым ценам. Тогда, перед Новым годом, я несколько раз описывал эту ситуацию и делал прогнозы на предмет того, как она ударит по самим производителям и продавцам уже в обозримом будущем. И сегодня могу сказать: к сожалению, многие из этих прогнозов начинают сбываться.

Взять хотя бы продажи автомобилей. В декабре, напомню, проблематично было купить даже подержанную машину – одно время и авторынок не функционировал. Новые транспортные средства забрали подчистую, в том числе из автосалонов, торгующих исключительно «ладами» – такого руководству «АвтоВАЗа» и сниться не могло.

А что сейчас? В салонах машин – пруд пруди. Даже те из них, на приобретение которых еще недавно приходилось записываться за полгода, стоят на площадках перед торговыми объектами – приходи да забирай. Не приходят, не забирают. В январе в целом по России продажи легковых машин и легкого коммерческого транспорта сократились на 24,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в феврале – на 37,9%. Эксперты говорят, что «дно» в этом вопросе еще не пройдено. Российский авторынок по продажам новых машин вышел на показатели кризисного 2009 года.

Производители, массово повышавшие цены вслед за снижением курса рубля, вдруг резко стали возвращать их на уровень лета 2014 г. Не помогает. У людей денег уже нет. У кого были – те приобрели автомобили по завышенной стоимости. Сегодня им остается лишь кусать локти, но назад уже ничего не вернуть. Автокредитование не спасает – из-­за роста учетной ставки ЦБ цена каждого конкретного кредита взлетела до небес, да и к заемщикам финансово-­кредитные организации стали относиться куда более строго. Плюс – в среднем на 41% подорожали полисы КАСКО, без покупки которых не выдается ни один автокредит.

Проблемы с кредитованием поставили в сложное положение и другой сегмент продаж – недвижимости. Количество ипотечных кредитов, выданных в России в январе 2015 г., оказалось на 11% ниже, чем в первом месяце 2014-го. Банковский сектор, впрочем, может радоваться и таким показателям: поначалу говорилось, что за весь текущий год удастся выдать не более 200­-400 млрд руб., а тут уже за один лишь январь – более 70 млрд!

Ипотека в последнее время является основным инструментом приобретения жилья (по крайней мере, эконом­-класса), соответственно, о серьезных проблемах в строительной отрасли мы еще услышим. Причем в ближайшее время. Строителей спасает только то, что их товар – «долгоиграющий». Период возведения дома довольно продолжителен, и им, по сути, не так уж важно, внесли ли люди деньги за жилье сегодня или в декабре прошлого года. Так что в строящихся домах квартиры они худо-­бедно, но продадут. А вот последующие планы, видимо, придется корректировать.

Магазины электроники уже отмечают резкий спад спроса на крупногабаритную технику. Намного меньше покупают люди сегодня телевизоры, стиральные машины, холодильники и кондиционеры. Эксперты говорят о том, что по итогам первого квартала 2015 г. падение здесь составит 20­-30%.

Нет пока данных о сокращении продаж на рынке мобильных устройств и портативной компьютерной техники. Впрочем, это вполне объяснимо: только прошли 23 февраля и 8 марта – праздники, на которые нередко в качестве подарков выбирают именно этот сегмент товаров. Здесь рынок может показать серьезный минус уже во втором квартале. Да и сейчас, говорят эксперты, уже заметно перераспределение предпочтений в этой товарной группе – на первый план выходят смартфоны и планшеты производителей так называемой В-­группы – недорогие, но функциональные.

В целом же, согласно данным исследовательского холдинга «Ромир», потребительские расходы россиян снижаются катастрофическими темпами: только за февраль текущего года они упали по отношению к январю на 5%. И это вряд ли должно радовать производителей и продавцов товаров, равно как и организаций по предоставлению услуг. Но это – неизбежная плата за «сытый» декабрь…