Газета,
которая объединяет

Игры в «шашечки»

Рубрика: Колумнистика№ 16 (1876) от
Автор: Юрий Бабаян

На прошлой неделе бастовали московские таксисты. По словам председателя общественного движения «Форум такси» Олега Амосова, более 4 тыс. работников отрасли решили не выходить на линию с пятницы по воскресенье, протестуя против действий онлайн­-сервисов GetTaxi, «Яндекс.Такси» и Uber.

Сколько таксистов не вышло на линию на самом деле, вопрос второй. Например, представители интернет-­агрегаторов заявили о том, что оттока машин в эти дни не заметили, таксопарки тоже вроде не спешили поддерживать забастовку. Но, по сути, не так уж и важно, состоялась массовая забастовка или нет. Важны причины, по которым общественное движение решило объявить об акции протеста.

Причина же лежит в сугубо экономической плоскости: онлайн­-сервисы занижают стоимость поездки, устанавливают высокую собственную комиссию, и выходит, что жизнь вокруг дорожает, а цена поездки снижается. И таксисту, чтобы заработать на уровне прошлого года, теперь приходится работать в два раза больше. А это уже – угроза не только физическому и психическому состоянию водителя, но еще и безопасности – как лично его, так и пассажира.

Но соотношение цены и безопасности поездки – проб­лема, актуальная уже не только для московских такси. Свойственна она и для столицы Черноземья – даже при отсутствии привычки у большинства горожан пользоваться агрегаторами для заказа машины.

Попытайтесь вспомнить, сколько в последнее время развелось служб такси, предлагающих поездку, условно говоря, от 90 руб.! Проехать от «Памятника Славы» куда­-нибудь на Машмет за 150 руб. – милости просим! Дорого? Так дадим вам еще и карту скидок, чтобы от этих 150 руб. водитель вам еще и скостил 15­-20 руб.! Народ же счастлив от этой халявы. Едет на такси, как «белый человек», да еще и платит копейки! Ну и, естественно, не думает ни о чем. А подумать бы стоило. Ведь копейки и рубли в этой ситуации складываются в нечто большее, чем лишняя сэкономленная сотня.

Сервис в расчет не берем. Понятное дело, что люди, готовые ездить через весь город за 150­-200 руб., вряд ли оснащены дорогостоящей автотехникой – если есть приличная машина, можно попытаться и в более привлекательное такси устроиться. Правило это, конечно, не без исключений, но в основном – действующее. Поэтому возьмем по умолчанию, что машина, которая приедет к вам по такому вызову, будет, скорее всего, отечественной, не исключено, что «классикой», произведенной в 80­-90­е годы прошлого века.

Впрочем, иные собственники так содержат своего старенького «кормильца», что никакая иномарка не нужна. Однако это – явно не про тех, кто трудится в дешевых такси. Потому что из платы, получаемой от пассажира, они должны приобретать бензин, производить расчеты с диспетчерами и оставлять себе что­то на жизнь. Как следствие, денег на вложения в автомобиль уже просто не остается, ремонтируется он по принципу «лишь бы ехал». Лично я на такой посудине передвигаться по городу не рискнул бы – жизнь дороже. Однако людей, которые думают так же, в городе, к сожалению, не столь много, поэтому подобные сервисы набирают все большую и большую популярность.

Вариант второй, тоже связанный с безопасностью. Когда я сажусь в машину, принадлежащую официальному автопарку, где стоимость поездки из центра в Северный, например, колеблется от 250 до 300 руб., я уверен в водителе, который меня везет. Если он допустит какую-­либо вольность (что на дороге, что в отношении меня лично), я смогу набрать указанный на визитке номер, и этот таксист будет искать работу в другом месте. Учитывая условия работы, водители, как правило, за нее держатся, поэтому ведут себя в таких такси более чем сдержанно.

Водителя же дешевого такси не держит вообще ничто. Как правило, он даже не оформлен в этой организации, трудится на личном автомобиле, на котором выходит покататься в свободное от работы время. Какую меру воздействия можно применить к этому человеку?

Во все времена в любой отрасли производства товаров или услуг именно материальный аспект был основным гарантом качества выполняемой работы. Когда же организации идут на поводу иждивенческих настроений людей, потакая им за счет таксистов, обязательно начнется деградация услуги как таковой. И понятен гнев тех, кто работает в этой отрасли, кто отдал ей не один год жизни: качественный труд должен и оплачиваться соответствующе. А если потребитель не готов платить за него по экономически обоснованным тарифам, то он еще, видимо, просто не готов морально и пересесть с автобуса на такси.

Так может, есть смысл пока «подержать» его в общественном транспорте, а не гробить, потакая его желаниям, целую отрасль услуг?..