Газета,
которая объединяет

Через бетон соцреализма

Воронежцы увидят спектакли легендарного Резо Габриадзе
Рубрика: от
Автор:

Как известно, в 2015 году Воронеж стал культурной столицей СНГ. Получение этого статуса дает все основания полагать, что наш город будет чаще принимать культурные мероприятия топ-уровня – лучшие концерты, спектакли, выставки в авторстве деятелей культуры и искусства, имеющих мировую известность.

В этом ряду – выступления на Малой сцене Воронежского концертного зала знаменитого Театра Марионеток Резо Габриадзе, что пройдут с 20 по 23 февраля в рамках театральной программы «Воронеж 2015 – культурная столица СНГ». Запланирована премьера спектакля-буффонады «Бриллиант Маршала де Фантье». Также к зрителям выйдет «Рамона» – спектакль Габриадзе, ставший любимым для театралов многих стран. Включая, естественно, нашу.

Заложник марионеток

Ожидаемый приезд в Воронеж – не первый для Реваза Левановича и его театра. Два сценических произведения Габриадзе – спектакли «Осень моей весны» и «Сталинградская битва» – приняли участие в программе второго Платоновского фестиваля. И еще как приняли: зрители аплодировали трогательным марионеткам, умываясь слезами. А те, кому удалось побывать на творческой встрече с самим мастером, уверяли: в этого удивительного человека невозможно не влюбиться.

Простые, родные, светлые – вот эпитеты, характеризующие спектакли Габриадзе. Те же, кто не видел ни спектаклей, ни их создателя, все равно так или иначе знакомы с работами Резо Левановича. Ведь именно он написал сценарии к «Мимино», «Кин-дза-дза» и многим другим кинонетленкам.

Интересно, что «театралом» Габриадзе стал практически случайно. Когда-то был журналистом, писал еще в советские времена – обычно на последнюю полосу газеты. Старушек защищал, по его словам. А еще составлял всевозможные текстовки к разным новшествам – типа, «прекрасный подарок получила железная дорога». Потом было кино: там Габриадзе «прожил» 12 лет.

– За это время сделаны фильмы, о которых я горько, непоправимо жалею, – рассказывает мастер. – И еще некоторые, которые, наверное, можно посмотреть… Сам считаю себя больше живописцем. Еще я график, скульптор… А почему театр появился? К нему я пришел, когда было уже за сорок. Серьезных театров мне тогда не дали. И я захотел обмануть мэрию города: это был чисто советский, красивый момент. В ту секунду, когда меня спросили про театр – каким, дескать, он будет – абсолютно не знал, что отвечу. Все равно, думал, они забудут. И сказал про театр марионеток – просто потому, что пространство не позволяло делать большой театр. Так я оказался заложником марионеток.

Еще раз про любовь

Театр Резо Габриадзе, самый маленький театр в Грузии, неоднократно принимал участие в крупнейших международных театральных фестивалях – в Авиньоне, Эдинбурге, Нью-Йорке, Торонто, Белграде, Чарльстоне, Москве и других городах. Как художник, Резо Леванович участвовал во многих выставках, его работы хранятся в музеях и частных коллекциях. Более 50 книг оформлены графическими работами Габриадзе. А еще он – автор памятников Чижику-Пыжику и Носу майора Ковалева, давно ставших достопримечательностями Санкт-Петербурга.

Что же до нового спектакля, то Резо Габриадзе, как и положено великому мастеру, умудряется не повториться. «Бриллиант маршала де Фантье» – комедия о любви, спектакль-праздник. Старый генерал, князь Вано Пантиашвили, внезапно получает телеграмму о том, что в Париже скончался его родственник, французский маршал де Фантье, завещавший ему огромный бриллиант «де Фантье» более чем в 8 000 каратов. Для получения наследства князь в сопровождении нескольких жителей старого Тбилиси отправляется во Францию. Начинаются приключения, замысловатые интриги, складываются невероятные ситуации. И, конечно, генерала настигает великая, возвышенная, первая в его жизни любовь. Снова все сводится к одной великой константе…

Резо Габриадзе создал необычный спектакль в неожиданном для него жанре. В отличие от философской «Рамоны», повествующей о любви двух паровозов, «Бриллиант маршала де Фантье» полон юмора и увлекательных сюжетных перипетий в лучших традициях феерии-буфф и комедии положений. Сам режиссер так говорит о своем новом спектакле: «…Моя последняя просьба – не запрещайте нам глупостей. А то все – философам, политикам, профессорам. А нам что, ничего? Ведь в глупостях вся сладость жизни и смысл ее!»

У великих, как известно, мелочей не бывает. Поэтому Резо Леванович уделил большое внимание и оформлению спектакля. Во время действа звучат музыка замечательного грузинского композитора начала XX века Виктора Долидзе, а также грузинские народные песни.

Роли озвучены великими актерами театра Грузии, которых прекрасно знает русский зритель: Эросом Манджгаладзе, Верико Анджапаридзе, Рамазом Чхиквадзе, Саломе Канчели. Их уже нет в живых, но Театр марионеток успел записать невероятные голоса, которые навсегда остались в этом спектакле. В постановке принимают участие и молодые актеры. Так образуется мост между временами – между театром ушедшим и настоящим.

Сплав всего на свете

Удивительное воздействие искусства Резо Габриадзе испытали на себе не только «простые» зрители, но и многие коллеги мастера. Вот что говорит о Резо известный сценарист и режиссер Питер Брук: «Он действительно великий изобретатель. Его система образов носит исключительно личный, интимный характер и приносит в театр черты поэтического и трансцендентного реализма. Систему образов, равной его системе, я не знаю. Его большой опыт в самых разнообразных творческих сферах позволил ему достичь того идеала абсолютно творческого режиссера-постановщика, который предлагался Гордоном Крегом. Его искусство привносит в европейский театр художественную силу и позитивный человеческий взгляд именно тогда, когда это наиболее необходимо».

Писатель Андрей Битов замечает, что «одно из самых парадоксальных современных зрелищ – театр Габриадзе – начисто лишен черт модернизма и снобизма, он не шокирует и не изумляет, а поражает, как поражает искусство». Театровед Марина Дмитриевская добавляет: «Спектакли Габриадзе, рождающиеся не последовательно, поэтапно, а одновременно во всех своих компонентах (мелодия, ритм, цвет, сюжет, диалог рождаются параллельно, вне временной последовательности и вне логической связи, затем жесточайшим образом скрепляются во всех своих композиционных компонентах и живут десятилетиями)… Это абсолютный феномен. Это чудесный сплав всего на свете. Это редкий образец романтического искусства, проросшего через бетон соцреализма. При воспоминаниях о спектаклях Резо у людей разглаживаются лица. По сути, он изобрел вечный двигатель, заставив свои спектакли жить и звучать столько лет».

Вероятно, секрет успеха (как все-таки далеко это полуказенное определение от того, что делает Резо Леванович!) еще и в том, что между куклой и человеком все же иные отношения, чем у людей между собой. Ей, такой простой и безыскусной, не меняющей выражения лица, веришь порой больше, чем самым искусным актерам…

– Что меня прельстило в театре? – рассуждает Резо Габриадзе. – Что если это грех – то меньший, чем грех кино. Спектакль смотрят пятьдесят человек – можно выйти к ним после и попросить извинения… Не знаю, что еще сказать про это: здесь плоскость, в которой я не чувствую себя уверенно. Просто если появится на сцене актер и скажет актрисе: «Ты – моя лиловоглазая газель, и я преломляю перед тобой колена», – мы ему не очень поверим. А если выйдет марионетка, которая и ходить-то не может, пьяненько так передвигается, и скажет то же самое – мы ей поверим…