Газета,
которая объединяет

Легенда цирка

В Воронеж приехала старейшая династия Филатовых
Рубрика: Культура№ 9 (1869) от
Автор: Марина Хоружая

Представители легендарной цирковой династии Филатовых привезли в наш город всемирно известный аттракцион «Медвежий цирк». Ему рукоплескали в десятках стран мира, а уж о том, каким успехом пользуются Филатовы в родном государстве, и говорить не приходится.

Династия ведет отсчет с 1836 года: тогда губернатор Нижнего Новгорода выдал разрешение на работу Филату, поводырю с медведем, и его жене, служительнице у обезьян, которые развлекали публику на рыночной площади.

Экскурс в историю

Основоположник династии – Иван Лазаревич Филатов, дрессировщик хищных животных, основатель системы зооцирков в СССР. У них с женой Таисией Яковлевной было 13 детей, двое из которых продолжили цирковую династию: Мария Ивановна Филатова (в замужестве Корнилова) и Валентин Иванович Филатов.

Судьба часто не милостива к дрессировщикам. Деда Валентина Филатова разорвали в клетке львы, а сам он мальчишкой попал в лапы к медведю…

Мировую известность династии принес именно аттракцион «Медвежий цирк», созданный Валентином Филатовым. А продолжателями традиций стали две дочери Валентина Ивановича – Людмила и Татьяна, к которым впоследствии присоединились и мужья. Людмилу Филатову больше привлекали леопарды и лошади, а Татьяна Валентиновна, которая нынче гостит в нашем городе, взяла себе индийского слона. Ее муж, Александр Горин,  принял от тестя медвежье шоу. «Медвежий цирк», созданный когда-то Валентином Филатовым, до сих пор считается эталоном российского цирка во всем мире.

Есть что показать

Татьяна Филатова гастролировала в Воронеже четыре года назад (а в далеком 1975-м в Воронеж со своими животными приезжал и ее отец, Валентин Филатов). Тогда еще была жива любимица дрессировщицы (и всей российской детворы) – слониха Рада. Два года назад ласковая и покладистая слониха, которую телезрители могли видеть в многочисленных картинах советского периода, умерла от остановки сердца на сороковом году жизни. Утрата для Татьяны Валентиновны, конечно, невосполнимая, но дрессировщица нашла в себе силы работать дальше.

– Я выбрала очень хитрую должность – инспектор манежа и ведущая, – улыбается Татьяна Валентиновна. – Так что 2,5 часа нахожусь вместе со зрителями в зале, наблюдаю за происходящим. Все нюансы изучаю изо дня в день – что изменить, что поправить, что добавить.

В Воронеж Татьяна Филатова привезла целое семейство. В программе, художественным руководителем которой она является, работают сын Александр со своей девушкой и дочь Валентина с мужем. Мечта о том, чтобы уйти на пенсию, осесть на даче и завести собак, у Татьяны Филатовой и ее супруга пока остается мечтой.

 – Каждый год, когда мы собираемся уйти, дети говорят: «Ну, еще чуть-чуть! Помогите, раскрутите…» Сейчас в Росгосцирке строго все разграничили: творческие люди должны заниматься творчеством, а производственные вопросы решают другие люди. Вот дети занимаются творчеством, а я – производственными вопросами. Потом, опыт ведь – бесценен. Практика-то у нас огромная, мы лучше знаем, как подойти к медведю, с какой стороны подать сахарок... Мы прошли школу Валентина Ивановича Филатова! Нам есть и что рассказать, и что показать!

Белые дикобразы и гигантские пеликаны

В Воронеж Филатовы привезли абсолютно новую программу. Кроме аттракциона «Медвежий цирк» (дополненного и обновленного) и потрясающей гуттаперчевой девочки Настеньки Золотухиной, которая работает в паре с братом, зрители не видели прежде ни одного номера. А посмотреть действительно есть на что. Для детворы особую ценность представляет огромное количество животных – здесь и ламы, и холеные верблюды, и белоснежный дикобраз, и огромные пеликаны… Носухи, голуби, королевские пудели разных цветов (и ярко-оранжевые, и сиреневые, и даже бело-розово-голубые) и, конечно же, медведи! А еще на представлениях устраивают розыгрыши призов, а в финале на зрителей сверху опускаются миллионы мыльных пузырей, создающих по-настоящему сказочное великолепие.

Медведи – изюминка новой программы. Ни у одного дрессировщика нет такой большой медвежьей труппы, как у Филатовых. Вот уже седьмой год с ними работает сын Татьяны Валентиновны Александр. На манеже – аж 15 косолапых! Еще несколько малышей пока подрастают, оттачивают свое мастерство за кулисами.

Медвежий бокс

– Недавно мы приобрели двух малышей, назвали Потап и Настя, – рассказывает дрессировщица. – Девочка круглая такая, а мальчик – тощенький. Настя резкая, злая, зато Потапчик весь такой покладистый: надо идти репетировать – значит, надо! Мы их взяли совсем крохами, сами выкормили. Сейчас медвежатам по 8 месяцев, учим их кататься на самокатах. У дрессировщика жизнь нелегкая – нужно очень много терпения. Чтобы выучить с медведем один трюк, требуется больше года!

Но результат такого терпения, что называется, налицо. Многие трюки, которые выполняют медведи Филатовых, не может повторить ни один дрессировщик! Косолапые очаровашки делают баланс, катаются на роликах, велосипедах (причем – трое одновременно и в разных направлениях), мотоциклах и даже квадроциклах! Есть у Филатовых и свой медвежий оркестр – группа «Ревущая берлога». Мишки рассаживаются на стульях, берут в лапы балалайку, бубен, тарелки, гармонь – и начинают концерт! Их сородичи в этот момент пускаются в пляс – тут вам и цыганочка, и присядки, и русские народные танцы… А еще на манеже можно увидеть самый настоящий бокс! Когда Топтыжка и Торопыжка появляются на ринге и начинают «месить» друг друга, зрители диву даются – и как такому можно научить?

Маги и чародеи

Отдельного упоминания требует номер внучки легендарного Филатова Валентины, названной в честь деда. Вместе с супругом они работают иллюзию и трансформацию – жанр, невероятно любимый зрителями, но почему-то в последнее время незаслуженно забытый. С невероятной скоростью девушка меняет платья, причем не только после того, как ассистенты на мгновение (не больше!) накрывают Валентину ширмой, но и после обычного посыпания блестками. Хоп – и уже на девушке абсолютно новое платье! От номера «Семейка магов» и вовсе захватывает дух. Ребятня раскрыв рты наблюдает за тем, как человека, помещенного в железный ящик, безжалостно протыкают шпагами, а потом он являет себя публике живым и невредимым. Или за чудесами левитации (явление, при котором предмет без видимой опоры парит в пространстве, не касаясь твердой или жидкой поверхности – прим. авт.), когда маг взмахом руки поднимает лежащую девушку в воздух.

– Иллюзию действительно сейчас редко встретишь в цирковых программах, – говорит Татьяна Валентиновна. – Аппаратура и реквизит стоят немалых денег. Опять же – нужен партнер, ассистенты. Человек, который работает в иллюзии, должен быть технически грамотным…

– А как Валя попала в иллюзию?

– В 2000 году познакомилась со своим будущим мужем Володей Максимовым, который уже работал в этом номере. Вообще аттракцион придумала его мама Наталья Максимова, а создала номер вместе с сыном. В 2001 году в него вошла моя дочь. С этим номером (раньше он назывался «Семейка Адамс») Валя с Володей много работали за рубежом, и теперь «подсмотренные» там идеи по оформлению номеров воплощают в нашей программе. Мы ежедневно оттачиваем мастерство, стараемся идти в ногу со временем, покупая современный свет, звук и т.д. Хотим, чтобы на гастроли за рубеж приглашали не отдельные номера, как это принято, а нашу программу целиком.

Никаких санкций

– Гия Эрадзе рассказывал, что у него в коллективе жесткие штрафные санкции. А у вас как с этим обстоят дела?

– У меня нет никаких штрафных санкций. Я очень люблю свой коллектив, животных. Меня, конечно, ругают все – дети в первую очередь. Я очень мягкий человек по натуре. Папа в свое время отговаривал идти в цирк, утверждая, что у меня не получится работать с людьми и животными из-за этой «мягкотелости». Так что не могу я никаких санкций вводить. Нужно довести до белого каления, чтобы я сказала: «Все, ты здесь больше не работаешь!» Но я стараюсь урегулировать все так, чтобы до этого не доходило. У цирковых артистов тяжелые условия работы, переезды по месяцу... У всех семьи, дети. Считаю, что нужно с пониманием относиться к людям, как-то помогать им. Я не могу так строго, как Слава Запашный, разговаривать с людьми. Не умею! К любому человеку можно найти подход.

– Сейчас на манеже – уже пятое поколение Филатовых. Кто будет дальше продолжать династию? У Александра и Валентины дети есть?

– Нет, они в этом плане лентяи, не хотят пока заводить детей. То нужна работа, то квартира. То соединились – и теперь они все в творчестве. А ведь сыну уже 27, дочке – 35! Но они пока меня не слышат. Одна отговорка: «Ты нас во сколько, мама, родила? В 30 и 38! Так что у нас все впереди!»