Газета,
которая объединяет

Бодрость духа, грация и пластика…

Воронежский марафонец – на пути к Лондону
Рубрика: от
Автор:

Если попытать воронежцев на улицах города, кого они знают из современных спортсменов-земляков, наверняка услышишь не более двух-трех фамилий. «Распиаренные» и знаменитые – конечно, гордость столицы Черноземья. Но – не они одни. Сегодняшний гость «Берега», спортсмен-марафонец Владимир Старцев покруче иных известных коллег будет.

Знают об этом человеке, к сожалению, немногие. И напрасно; сколько действующих спорт­сменов среди тех, кому – за 70? Единицы! Тем интереснее понять, зачем этим людям напрягаться? Зачем не только нагружать себя тренировками, но еще и ездить по соревнованиям за свой счет? В то время как ровесники давятся семечками у подъездов…

Королевские привилегии

К своим почтенным летам Владимир Андреевич пробежал уже 112 марафонов. Из них 17 – за границей. Бегать стал с 1989 года. До этого тоже занимался спортом – и лыжами, и на байдарках плавал. Почему возникла тяга именно к марафонам? Прочитал статью про то, как правильно бегать. Попробовал. И потихоньку втянулся. Полгода готовился к Московскому марафону. И пробежал его за 3 часа и 50 минут – неплохой, знаете ли, показатель…

Впереди были результаты еще более серьезные. В 2010 году в Осло Старцев занял третье место. А в 2014-м в Антверпене – первое.

– Напомните, Владимир Андреевич, нашим читателям: марафон – это что за дистанция?

– 42 километра и 195 метров. Таков теперь стандартный вариант. Прежде марафон составлял только 42 километра. Но однажды, когда проводился Лондонский марафон, организаторы решили сделать так, чтобы финиш оказался непосредственно перед глазами королевы, посетившей то мероприятие. До трибуны, где она находилась, не хватало 195 метров. Недолго думая, это расстояние приплюсовали к основному.

– А к движению марафонцев-то как присоединились?

– Раньше в городах было много клубов любителей бега – такая инициатива исходила сверху. У нас, правда, и сейчас есть клуб «Факел». Но ему не выделили ни места, ни финансирования. А в далекие года все это развивалось нормально. Благодаря чему и начались массовые забеги, марафоны. Тот, первый, в котором я принимал участие, собрал 12 тыс. человек. Для сравнения: в последнее время в московском, скажем, марафоне бегут 1,5-2 тыс. человек. Делайте выводы.

– А что, Московский марафон считается самым значимым у нас в стране?

– Он – один из «самых». Наиболее массовые – марафоны в Москве, Питере, Омске. А также горный марафон «Конжак», который проходит неподалеку от Екатеринбурга. Я однажды там бегал. Тяжелая дистанция: и горы, и корни всякие на почве… Зато организация мероприятия очень хорошая.

«Олимпийская» мечта

– А почему вообще – именно марафоны освоены? Есть же разные виды бега, можно было выбрать что-то попроще…

– Марафон – в каком-то смысле пре­одоление себя. Представляете, что такое 42 километра? Очень серьезное расстояние! Зато какая радость, когда ты понимаешь, что все-таки смог это сделать – пробежать дистанцию! Раньше я боролся за то, чтобы показать лучшее время. А теперь – бегу просто для себя, без особой оглядки на скорость. В последнее время бегаю с фотоаппаратом. Фотографирую разные места, людей. Когда потом отсматриваешь эти фото на компьютере – весь процесс бега как будто проходит заново. Опять же, мы ездим вдвоем с женой. Она снимает кино. Поэтому из каждой такой поездки привозятся не только фотографии, но и видео – съемки городов, марафонов. Вечерами, бывает, садимся, смотрим…

– После того памятного бега 1989 года вы стали регулярно бегать марафонские дистанции в разных российских городах. Много ли забегов в год получалось?

– В 2009 году я пробежал 11 марафонов. Это был мой рекорд. Он возник потому, что в тот момент я стремился достичь «сотки» – отметки в 100 «покоренных» марафонов. А вот в прошлом году пробежал только два – зато оба за границей. Один в Бельгии, другой в Германии. Тут еще вот что важно. У марафонцев есть такая фишка – совершить забеги во всех городах, где проходили олимпийские игры. Таких городов 12. Мне остался только Лондон.

– И что думаете насчет Лондона?

– Попасть туда непросто, пробивался три года. И все-таки договорился – в апреле мы с женой поедем в Англию. Я смотрел видеозаписи прошлых марафонов – как же это красиво! Все бегут в разных костюмах, эстетика на высшем уровне… И марафон у них – серьезный в плане численности: обычно порядка 40 тыс. участников. В Европе, кстати, вообще бегает много народу. Смотрите сами. Первый Парижский марафон, прошедший около 30 лет назад, собрал 170 участников. В 2013 году бегунов было уже 47 тысяч. Про Московский марафон я уже сказал… По России марафонов много, но все они собирают по 20-50 человек. Ну, 100 максимум.

– А по Воронежу какие данные?

– Воронежский марафон существовал до 2009 года. Проводился ежегодно. Руководил им один из преподавателей ВГУ. Но теперь у этого человека возникли некоторые проблемы со здоровьем – и марафон угас. Что вполне закономерно: такие мероприятия, как правило, живут на личностях, энтузиастах.

Европейские ценности

– Когда вы в первый раз попали за границу на соревнования?

– Хотелось этого давно, но удалось только в 2007 году. Прочитал в журнале «Бег и мы» анонс: псковский спортсмен Владимир Сухоруков собирает команду для поездки на марафон в Финляндию. Конкретно – в то местечко, где живет Санта-Клаус. Я с Сухоруковым сразу связался, и мы поехали. Прибыли за полярный круг – там и случился мой первый зарубежный марафон… Прекрасная организация, процесс идеально отлажен. Нам дали талончик, подтверждающий, что в течение всего времени, которое находимся в городе, мы можем бесплатно ездить на любом городском транспорте. Менталитет там у людей – совсем другой. Хочешь – в метро пробьешь талончик, хочешь – нет. Никто над душой не стоит. Правда, иногда законность проезда проверяют. И, если поймают «зайца» – штраф будет такой, что мало не покажется. Из наших ловили некоторых… А заходишь, скажем, в местный супермаркет – сумок сдавать не надо. Никто не станет подозревать тебя в воровстве. И даже в процессе бега отличия между россиянами и иностранцами бросаются в глаза. Там народ задевает локтями – и сразу же: «Сорри, сорри». А у нас, бывает, начинается: «куда прешь?» и тому подобное…

– Что касается европейских поездок – наверное, не только посоревноваться ездите…

– Люблю общаться, знакомиться с людьми, ходить в театры и музеи. Интересно ведь смотреть, как люди живут. А кто-то из спортсменов просто пробежит – и уезжает, ему ничего не надо. Вот уж чего не понимаю: за такие деньги ехать в Европу только ради марафона. Там же столько всего любопытного!

– Много ли молодежи принимает участие в марафонах?

– Немного. Это обидно и странно. Ведь вид спорта – очень простой. Надел кроссовки – и беги себе. Цикличность бега очень положительно влияет на все органы.

– Но есть люди, которым бег противопоказан…

– Конечно. Но тут ситуация очень простая: не можешь бежать – иди. Все зависит от человека. Всем противопоказан неграмотный бег: тот, который наносит вред здоровью. Я как-то хотел пораньше начать сезон. Стал бегать по песку возле речки – чтобы скорее в форму войти. Ну, и ахилл порвал. Потому что сразу после зимы нельзя бегать по мягкому грунту. Так год и пропал. Зато сейчас уже обдумываю, как правильно поставить ногу, как вообще все сделать технически грамотно.

– Правильно ли я понимаю, что бег закаляет не только тело, но и дух?

– Именно. Я знал одного парня, который лечился от алкоголизма. Вставал в четыре утра. Потому что если в деревне увидят его в трусах – будут смеяться. А теща даже сказала: «Совсем с ума сошел после лечения, бегать стал». На самом же деле, именно бег отучил его от пагубной зависимости. Сейчас человек ставит себе совсем другие цели. Именно это и является началом нового образа жизни.

– Как поддерживаете форму вне марафонов?

– Пробегаю в неделю 30-40 километров. В воскресенье всегда пробегаю 21 километр. Бегаю по парку – к счастью, он рядом с домом. Были ведь случаи, когда люди бежали по улице, а их сбивали машины. Поэтому к выбору места тренировки надо тоже подходить тщательно.

– Что в планах, кроме Лондона?

– Зеленоград. Это будет тоже в этом году. Если удастся – пробегу еще Московский или Питерский марафон. Но главное, конечно, Лондон. Перейду эту черту – получу сертификат о том, что совершил 12 олимпийских забегов. И – все! Сейчас очень дорого бегать там…

– То есть вы хотите на том и завершить свое участие в марафонах?

– Нет, зачем? Вот когда я не смогу пробегать дистанцию за 6 часов – тогда и уйду из спорта.