Ежегодно 30 марта весь мир отмечает День защиты Земли. Не будет нашей планеты – не будет и нас.
Куда сбегают электрички
Уже традиционный новогодний «подарок» преподнесла воронежцам ППК «Черноземье» – компания, занимающаяся пригородными перевозками. Многие, наверняка, уже догадались: речь идет об очередной «порции» отмененных электричек. Так и есть, только на сей раз это далеко не все сюрпризы. Как выяснилось, электропоезда могут сбежать из нашего региона навсегда.
Итак, чего ждать воронежцам в 2015 году – готовиться к похоронам пригородного сообщения, или все же верить более оптимистичным прогнозам? Это и попытались выяснить корреспонденты газеты «Берег».
Эх, прокачу!
Накануне Нового года ППК «Черноземье» объявила об отмене нескольких маршрутов по Воронежской области. С 1 января 2015 года не стало курсирующих ежедневно электричек №6502 «Жердевка – Поворино»; №6587 «Борисоглебск – Жердевка»; №6329 «Поворино – Жердевка»; №6326 «Жердевка – Поворино»; №6325 «Поворино – Борисоглебск» и №6330 «Борисоглебск – Поворино». А со 2 января 2015 года воронежцы распрощались с ежедневными электропоездами №6501 «Поворино – Жердевка».
Согласитесь, ситуация вызывает ощущения дежавю. Ведь в начале прошлого года в области тоже «исчезали» электрички – кстати, именно с семи маршрутов. Чуть позже, в апреле, «сбежало» еще две. Несколько маршрутов железнодорожники укоротили.
Однако на сей раз обойтись малой кровью не получилось. Чуть позже – с 12, 13 и 14 января – исчезло еще… двадцать поездов! С полным перечнем отмененных электричек можно ознакомиться здесь: http://ppkch.ru/?viewnews=466.
И ладно если бы речь шла о «порожняках», не пользующихся большим спросом. С рельс сошли в том числе и электрички, курсирующие по социально значимым маршрутам.
Очередную отмену сотрудники ППК «Черноземье» объясняют традиционным «нет денег». По этой же причине, к слову, «редели ряды» электропоездов и в прошлом, и в 2013 и в 2012 годах.
По мнению железнодорожников, такая ситуация происходит из-за нежелания региональных властей возмещать компании-перевозчику убытки, связанные с поддержанием тарифов на перевозки на оптимальном для населения уровне. Иными словами, перевозчики требуют возместить разницу между существующей стоимостью проезда и реальной ценой перевозок, более высокой. Мол, сделать это регионам предписывает федеральное законодательство (см. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте в сфере пригородного сообщения; Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утвержденная распоряжением Правительства от 19 мая 2014 г. N 857-р, №184-ФЗ).
Практически все субъекты исполнить эти требования закона не могут – по разным причинам. Черноземье и Воронежская область, в частности, – не исключение.
В результате, только за 2011-2013 годы задолженность всех регионов перед ОАО «ППК «Черноземье» составила более 2,6 млрд руб., при этом 970,8 млн руб. – размер долга Воронежской области. Это, сетуют железнодорожники, привело к образованию миллиардных долгов уже у самого перевозчика перед поставщиками услуг и товаров.
В свою очередь правительство нашего региона обвиняет компанию-перевозчика в нечестности, в непрозрачности расчетов. Но перевозчик настаивает на своем. И требует субсидии в 730 млн руб.
Сбежала навсегда…
Ну а пока чиновники от транспорта и железнодорожники спорят– люди из глубинки оказываются в сложном транспортном положении. Оно и понятно – жители многих населенных пунктов становятся «невыездными».
Электропоезд «Поворино-Борисоглебск» обитатели Поворино прозвали «ученическим». Потому что Борисоглебск считается ближайшим центром образования для поворинцев. Там находятся Дорожный техникум, филиал Строительного университета, медицинский и педагогический колледжи, и другие учебные заведения. И именно этим направлением пользовались студенты – так было удобно и экономно.
«Не менее болезненным для Поворинского района стала отмена направления «Поворино-Балашов» и «Балашов-Поворино» (они перестали курсировать с 25 декабря), – рассказывает первый заместитель главы администрации Поворинского района Игорь Потапов. – Маршрут проходил через шесть населенных пунктов. А после того, как перестали курсировать поезда в этом направлении, без связи с райцентром и другими населенными пунктами остался поселок Октябрьский. Там было только железнодорожное сообщение. «Балашовскими» электричками также пользовались люди, которые работают в райцентре. График электричек был выстроен как раз под рабочий день».
Выкручиваться, признает госслужащий, приходится с помощью автобусов. При этом муниципальное предприятие, занимающееся этим видом перевозок, терпит убытки и просто не готово к таким нагрузкам. В такой ситуации цены не взвинтишь – перевозчик также вынужден поддерживать тариф на оптимальном для населения уровне.
А еще подводит погода, совершенно непредсказуемая в нашем регионе. Гололед, метели, заносы – все это может на значительное время блокировать «автобусное» сообщение. И разгулявшиеся стихии под новогодние праздники – яркий тому пример: в том же Поворино в это время пришлось «отменить» несколько автобусов.
Оптимистичный прогноз?
Настрой ППК «Черноземье» не сулит воронежцам ничего хорошего. Железнодорожники жалуются на то, что «ни одна из семи областей, которые обслуживает в 2014 году ОАО «ППК «Черноземье», не заключила с ней договор транспортного обслуживания». В этом договоре и прописывается, сколько маршрутов останется «в работе». Однако регионы медлят – и понятно, по какой причине. С выставленными-то перевозчиками цифрами затрат растерянность чиновников неудивительна. К тому же до этого года власти регионов могли заключить договор сначала на то количество поездов, на которое заложена сумма в бюджете. А потом, после корректировки бюджета, ввести в договор еще несколько поездов. Теперь, видимо, такой «финт», похоже, не пройдет.
«Практика прежних лет, когда субъекты федерации обещали рассчитаться позже, после принятия поправок в региональный бюджет, учитывая отрицательные итоги таких «расчетов», больше применяться не будет», – комментируют в ППК «Черноземье»…
Ситуация в Воронежской области остается, мягко говоря, сложной. Пока же специалисты пригородной компании разработали и представили в правительство региона три варианта сокращения размеров движения электропоездов – до 99, 69 и 40 пригородных поездов, вместо 115 курсирующих сейчас. Решения о выборе варианта и источниках его финансирования пока нет, констатирует компания-перевозчик…
Чем закончится диалог властей и перевозчика в этом году – пока неясно. Однако появились и более обнадеживающие прогнозы. В ситуацию вмешались федеральные власти. Ведь крах пригородного сообщения наблюдается не только в Воронежской области и Черноземье. Так, к примеру, в Вологодской области электрички сбежали все и «навсегда». Региональные пригородные компании практически по всей России также кричат о своих убытках и почти банкротстве.
А тем временем в правительстве РФ объявляют о том, что решение найдено. С 5 января для компаний-перевозчиков устанавливается льготный тариф за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта в виде коэффициента 0,25 – к действующим тарифам. На компенсацию потерь владельцу дорог – ОАО РЖД – в бюджете на 2015 год заложено 25 млрд руб. Некоторые эксперты сочли, что низкий тариф позволит обеспечить бесперебойное пригородное сообщение и «заморозить» цену проезда.
Однако насколько спасительна эта мера – большой вопрос. Льготный тариф, как пояснили нам в пресс-службе компании, увеличился в сравнении с 2011-2014 годах – тогда он составлял 0,01 к. Получается, теперь и себестоимость перевозок значительно выросла.
В тему
ППК «Черноземье» объявило о предстоящей отмене еще нескольких маршрутов. Так с 1 апреля 2015 года не будут курсировать ежедневные электропоезда:
№6585 «Жердевка – Грязи-Воронежские» отправлением в 16:00, прибытием в 18:50;
№6586 «Грязи-Воронежские – Жердевка» отправлением в 8:30, прибытием в 11:10;
№6590 «Грязи-Воронежские – Жердевка» отправлением в 17:40, прибытием в 20:55.
Со 2 апреля 2015 года:
№6589 «Жердевка – Грязи-Воронежские» курсирующий ежедневно, отправлением в 4:45, прибытием в 7:37.