Газета,
которая объединяет

На второй срок

Выборы губернатора как зеркало политической жизни региона в 2014 году
Рубрика: от
Автор:

Можно ли оценивать политические итоги уходящего года в Воронежской области в отрыве от политических итогов в масштабе государства? С одной стороны, это было бы отчасти неправильным: страна одна и итоги у нее – едины. С другой, думается, для Воронежской области, где в течение 2014 г. прошел целый ряд значимых политических событий, можно подвести и свои результаты. Благо, из общефедерального контекста они выбиваться будут навряд ли.

Безусловно, главным таким итогом стали выборы губернатора, прошедшие в Единый день голосования 14 сентября. Кроме Воронежской области, в этот день в стране выбирали глав еще 29 субъектов Российской Федерации.

Старый новый губернатор

Интрига в Воронежской области носила, впрочем, сугубо номинальный характер. Ответ на главный вопрос предвыборной кампании – кто же будет руководить регионом в течение следующей пятилетки – стал известен сразу после регистрации всех кандидатов на пост главы Воронежской области. Составить конкуренцию действующему губернатору не рискнул ни один серьезный политический деятель. Так что, по сути, интрига выборов свелась к вопросу: с каким результатом победит Алексей Гордеев и сможет ли хоть кто-нибудь из его оппонентов набрать более 10% голосов избирателей?

Уже в ночь на 15 сентября председатель Избирательной комиссии Воронежской области Владимир Селянин дал на него исчерпывающий ответ. Преодолеть 10-процентный порог не смог никто из конкурентов Гордеева. Максимальный результат показал выдвиженец от КПРФ Константин Ашифин, за которого отдали свои голоса 7,69% жителей области, что, впрочем, стало трендом сентября: везде, где проходили выборы, представители компартии также довольствовались результатом в 5-10%, кроме, пожалуй, Орловской области, где кандидат от КПРФ Вадим Потомский был поддержан, в том числе, «Единой Россией» и президентом Владимиром Путиным, назначившим Потомского врио губернатора за полгода до выборов.

Сам же Алексей Васильевич заручился поддержкой 88,81% воронежцев, что является, пожалуй, максимальным результатом за всю историю выборов губернатора в регионе.

– Воспринимаю поддержку как аванс, – отметил в ходе торжественной церемонии вступления в должность Алексей Гордеев. – Это большая честь, но это и большая ответственность. Люди, конечно, ждут решения многих и многих проблем. И главное, что мы эти проблемы с вами знаем и возьмемся их решать. Говоря о предстоящем пятилетии, мы шли со стратегией, с государственными программами на выборы, более четко и приземленно разъясняли свою работу и планы. Уже не стоит вопрос объемов, процентов, километров – важно, как сделать в каждой сфере, в каждой области, чтобы каждый на своем рабочем месте выполнил более качественную работу, качественный продукт и услугу.

Мандат за мандат

Буквально сразу же после вступления в должность Алексей Гордеев произвел несколько кадровых назначений – не очень масштабных, но весьма знаковых с точки зрения перераспределения полномочий. Сенатор от Воронежской области Геннадий Макин занял должность руководителя аппарата губернатора и облправительства в ранге заместителя главы региона. Экс-руководитель аппарата Юрий Агибалов, сохранив статус вице-губернатора, стал его полномочным представителем в Воронежской областной Думе. На работу в Совет Федерации перешла депутат Госдумы от региона Галина Карелова, чей мандат, в свою очередь, достался депутату облдумы Оксане Хоронжук.

Что касается структуры правительства Воронежской области, то здесь пока не произошло серьезных изменений. Впрочем, вновь избранный губернатор реформировал работу архитектурно-строительного блока.

Сначала своих постов лишились вице-премьер областного правительства, ответственный за данное направление, Сергей Куприн, и руководитель департамента архитектуры и строительной политики Олег Сумин, деятельность которых вызывала нарекания в строительном сообществе. Далее на пост руководителя департамента был назначен депутат Воронежской городской Думы, генеральный директор КП ВО «Единая дирекция капитального строительства и газификации» Олег Гречишников. А уже в декабре 2014 г. реформированию был подвергнут сам департамент, из которого было выделено направление архитектуры и градостроительства (о том, зачем это было сделано – см. стр. 6-7).

«Воронежские» санкции

Важным элементом политической жизни региона стало участие в жизни Воронежской области первых лиц государства. Так, в мае в Москве тогда еще врио губернатора Алексей Гордеев провел встречу с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым, на которой был поднят ряд инфраструктурных вопросов, касающихся развития Воронежской области.

В частности, по просьбе главы региона Дмитрий Анатольевич поддержал проекты реконструкции железнодорожного переезда в центре г. Лиски, строительства новой водоподъемной станции в Воронеже, а также центра подготовки сборных команд по гребле на байдарках и каноэ. К слову, во время визита в Воронежскую область в сентябре председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера, Алексей Гордеев получил заверения руководителя газового холдинга о будущем строительстве центра за счет средств «Газпрома».

А в начале августа в Воронеже под председательством президента РФ Владимира Путина прошло заседание президиума Госсовета, посвященное социальной защите граждан пожилого возраста. Именно здесь Владимир Владимирович впервые официально объявил о том, что поручил правительству РФ подготовить ответные меры на санкции США и Евросоюза против нашего государства. Буквально несколько дней спустя Россия объявила эмбарго на поставку ряда продовольственных товаров из стран, объявивших санкции против Российской Федерации.

Кроме того, по итогам заседания президент России подписал целый перечень поручений правительству РФ: в срок до 1 июля 2015 года разработать и утвердить стратегию действий в интересах граждан пожилого возраста.

Не оставить без выбора

Еще одним важным событием политической жизни Воронежской области в уходящем году стало утверждение моделей органов местного самоуправления для региона. Так, для Воронежа не стали принимать схему с внутригородским делением на районы с собственным бюджетом, исполнение которого контролировалось бы советом депутатов районов. При такой схеме главой Воронежа становился бы председатель городской Думы, в которую делегировались бы депутаты районных советов, а глава администрации назначался бы по контракту.

Решение не менять существующую модель во многом было связано с позицией губернатора Воронежской области Алексея Гордеева, убежденного в том, что глава Воронежа должен быть одновременно главой администрации и избираться населением на всенародных выборах.

А вот муниципальным районам Воронежской области дали на выбор две модели формирования органов исполнительной власти. При первой из них главу района (и одновременно – администрации) будет избирать население путем всеобщего голосования, при второй – главой станет председатель совета депутатов, а сити-менеджера будут назначать по контракту.

Две модели оставили районам и для формирования советов депутатов. Согласно одной из них народные избранники будут проходить через сито голосования населения, при второй – попадать в думу через делегирование от сельских и городских администраций и советов.