Газета,
которая объединяет

«Включаем режим эффективности»

Глава Воронежа Александр Гусев – о планах на 2015 год
Рубрика: Политика№ 144 (1859) от

На днях гордума приняла бюджет Воронежа на 2015 год, основные характеристики которого оказались несколько ниже плановых показателей года уходящего. По идее, это должно означать урезание городских программ. Но – только по идее.

По мнению Александра Гусева, 2015-й хоть и будет напряженным и сложным, но безапелляционно говорить о каком-то серьезном кризисе некорректно. По крайней мере – пока.

– Я уверен: в рублевом выражении бюджет будет по уровню не ниже прошлогоднего, – уверяет градоначальник. – Вопрос только в том, насколько повысятся цены на товары и услуги, приобретаемые за счет муниципальных средств.

– Но ведь в итоговых цифрах бюджета уже заложено ощутимое понижение по сравнению с бюджетом 2014 года…

– Верно, но работа над бюджетом еще продолжается. Мы, например, до конца не знаем итоговых сумм безвозмездных перечислений из областного бюджета, потому что на федеральном уровне еще не определили объемы средств для регионов. А если говорить о планах по собственным доходам, то они выросли в сравнении с уровнем текущего года на 650 млн руб. Это – очень ощутимая сумма.

– То есть и дорожный фонд, сокращением которого пугают некоторые СМИ, может вернуться на уровень 2014 года?

– Он и вернется. Судите сами. На 2015-й у нас заложено 850 млн руб. – это на 250 млн меньше, чем в текущем году. Но сейчас мы ожидаем разрешения использовать 150 млн средств из оплаты бюджетного кредита, взятого к празднованию 425-летия Воронежа, на нужды дорожного строительства. Принципиальное решение уже есть, осталось только оформить его документально. Кроме того, на уровне правительства РФ в завершающей стадии находится вопрос выделения регионам на дороги дополнительно 60 млрд руб. Можно предположить, что области из этих денег будет выделено порядка 1 млрд руб. И мы надеемся, что около 200 млн пойдут на нужды улично-дорожной сети Воронежа.

Итого выйдет примерно на 100 млн больше, чем в текущем году – какое тут понижение? Другое дело, что в 2014 году мы смогли изыскать на эти цели примерно 400 млн руб. собственных средств. Получится ли сделать что-либо подобное в следующем году – посмотрим. Кроме того, не исключено, что придется отложить запланированное строительство дорожных развязок. Тут все будет зависеть от позиции Москвы. Надо, чтобы федеральный бюджет обеспечил нам софинансирование в размере не менее 50%. Своими же силами мы их не возведем, даже при помощи областной казны.

– А не приведет ли напряженность бюджета к сокращению социальных программ на территории города?

– Инфраструктурных – возможно, но только не социальных. Вообще же, хочу сказать, что с теми деньгами, которые мы планируем собрать в 2015 году, жить можно. Необходимо только максимально рационально и эффективно их использовать.

– За счет каких ресурсов?

– Их – много. Например, мы планируем продолжить оптимизацию деятельности наших муниципальных предприятий. Вывести их как минимум на безубыточность, а те, сохранение которых нецелесообразно, ликвидировать. Мы уже, кстати, провели через ликвидацию три МУПа, и эта работа будет продолжена.

Второе – за счет использования механизмов муниципального заказа – добиться поставок качественных товаров и услуг для нужд города по приемлемым ценам. Причем мы будем вести работу прежде всего с местными производителями. Нам важно, чтобы прибыль оставалась в местных предприятиях, которые платят налоги на территории региона. Но, конечно, будем действовать в рамках правового поля: не нарушая антимонопольное законодательство.

И третье – администрация особое внимание уделит предприятиям малого и среднего бизнеса. Мы должны освободить их от как можно большего количества административных процедур, чтобы они работали и выплачивали своим сотрудникам достойную зарплату. За этим мы будем очень тщательно следить. Ведь вовремя выплачиваемая достойная зарплата – это не только высокий уровень жизни воронежцев, но еще и одна из основных статей пополнения доходной части бюджета города.

«Базовая» инфраструктура

– Достойно встретить вызовы, стоящие перед администрацией в следующем году, можно только при наличии хорошей базы, заложенной в году уходящем. Как вы считаете, эта база имеется?

– Вполне. Есть, конечно, и неудачи в работе, но в целом я могу отметить целый ряд позитивных изменений в деятельности городской власти. Они обязательно помогут справиться с ситуацией, в которой мы окажемся в следующем году.

Мы, например, смогли добиться повышения эффективности работы муниципальных предприятий и расходования бюджетных средств. Конечно, на окончательное выправление ситуации еще нужно время, но нам уже удалось взять под контроль хозяйственную деятельность и экономические показатели МУПов. Сегодня мы четко понимаем, какие проблемы есть у каждого из них. Нам это нужно прежде всего для того, чтобы завтра не встать перед фактом «неожиданного» банкротства кого-то из них.

Также удалось «убедить» руководителей МУПов, что предприятия – не их собственность, что есть начальство в лице мэра, моих заместителей, руководителей профильных структурных подразделений. Это было непросто. Где-то руководителей, которые не хотели менять психологию, пришлось освободить от занимаемой должности.

Сегодня мы создали в МУП­ах наблюдательные советы, которые осуществляют контроль над деятельностью предприятий по типу советов директоров в акционерных обществах. В будущем, не исключено, создадим целый холдинг, который объединит в себе всю экономическую деятельность МУПов. Однако в каком он будет виде – пока сказать не могу. Мы пытаемся изучить подобный опыт в других регионах России, но пока просто не находим его. Не исключено, что нам придется быть первопроходцами.

– А если говорить о крупных инфраструктурных или социальных проектах?

– Здесь можно привести пример удачно реализованной схемы государственно-частного парт­нерства по строительству детских садов. Подумайте: за один 2014 год мы построили и сдали в эксплуатацию девять объектов дошкольного образования! В какой еще год у нас было такое?! И надеюсь продолжить эту работу. В следующем году, например, ожидаем поступления из федерального бюджета еще 500 млн руб. на данные цели. Только хотим уже на других условиях заключать контракты со строителями. Они и сегодня из сметной стоимости исключают прибыль, продавая нам объекты по себестоимости. Теперь же надо сделать так, чтобы муниципалитет имел возможность расплачиваться с застройщиками в течение не года, а трех-четырех лет.

– Наверное, в числе удачных проектов можно вспомнить и старт программы развития застроенных территорий?

– Безусловно. Но в 2014 году силами «Домостроительного комбината» начал реализовываться только пилотный проект – на ул. 9 Января. До конца года, наверное, на торги выставим еще одну площадку. Думаю, переломным в этом плане будет как раз следующий год, когда мы выставим на конкурс пять максимально приближенных к центру города застроенных территорий для их последующего развития.

Нам это интереснее, чем строительство на пустых площадках на окраинах – необходимо вдохнуть новую жизнь в кварталы, уже оснащенные социальной и инженерной инфраструктурой. И, надеюсь, строителям это тоже будет интересно.

– Какие компании, кроме ДСК, уже проявляют принципиальный интерес к участию в этой программе?

– Мне, например, известно о предметном интересе со стороны компаний «Агропромстрой», «ВМУ-2». Не исключаю последующего участия и молодых предприятий, объединенных «Воронежской инвестиционной палатой». Но надо понимать, что процедура эта – конкурсная, соответственно, здесь могут появиться и фирмы из других регионов, Москвы – почему бы и нет? Конкуренция тут не помешает, к тому же позволит привлечь дополнительные средства в бюджет города.

Конкуренция – в резерве

– Если же говорить о сугубо управленческих решениях, то какие успехи в проделанной работе отметите вы?

– Об успехе я уже сказал выше – он больше касается факта эффективного расходования средств. Естественно, для этого потребовалось серьезно поработать с управленческим персоналом.

Вообще, существует мнение, что лучший способ окружить себя сторонниками – это серьезно поменять коллектив. И не буду скрывать: я этим способом пользовался довольно активно. Еще с 2012 года, когда участвовал в переаттестации работников администрации – все новые назначенцы, естественно, были мне знакомы. Но и уже в должности мэра я периодически менял руководителей. В итоге за это время в городской администрации поменялись практически все заместители главы и руководители структурных подразделений.

– То есть теперь вы окружены друзьями и единомышленниками?

– Единомышленниками – в основном, да. Но – не то чтобы друзьями. Скажу честно: ни одного человека из моего близкого окружения со мной на работу в администрацию не пришло. И не придет. Все новые сотрудники – люди, объективно достойные, выигравшие в рамках конкурсного отбора, в условиях серьезной конкуренции.

Конкуренцию, я уверен, надо спускать и дальше, на уровень начальников отделов и простых специалистов. Поэтому мы полностью переформатировали систему работы кадрового резерва. Если раньше человек просто числился в нем и ожидал освобождения штатной единицы, то теперь он, работая на другом месте, даже не связанном с муниципальной службой, получает задания по профилю той должности, которую хотел бы занять. С ним проводится обучение, он предлагает решения тех или иных муниципальных проблем. Распоряжаться деньгами, конечно, не может, но он составляет реальную конкуренцию действующим сотрудникам.

– Получается, если человек из резерва будет сильнее по уровню сегодняшнего специалиста, то сможет его сменить без желания последнего покинуть мэрию?

– Именно так. Все работники администрации должны понимать, что мерилом их профессионализма является эффективность работы. Кто покажет себя более эффективным – тот и будет работать.

– Как я понимаю, то же самое касается и руководителей муниципальных предприятий?

– Я говорил о том, что ряд руководителей МУПов уже поменялся. И мы увидели положительные результаты от этих решений. Взять, например, работу по вывозу твердых бытовых отходов. У нас было очень много сложностей, например, с утилизацией мусора в частном секторе. После смены руководства комбинатов благоустройства мы наладили систематический вывоз таких отходов, работу по ликвидации несанкционированных свалок. И сегодня муниципалитет уже отходит от решения некоторых из этих вопросов – они передаются на уровень эксплуатирующих организаций.

А с января следующего года комбинаты благоустройства будут работать по новой схеме, руководствуясь заданиями из бюджета с соответствующим финансированием. Уверен, это еще более повысит эффективность их деятельности.

Но в целом я убежден, что форма МУПа является неэффективной с точки зрения экономики. Поэтому мы планируем оставшиеся унитарные предприятия либо акционировать, либо найти им иную форму хозяйственного ведения.

– Совместная работа с правительством Воронежской области – этот аспект администрация Воронежа может занести себе в актив?

– Однозначно да. Сотрудничество это сегодня строится не только через меня, но и через моих заместителей и руководителей управлений. Во многом благодаря этому сотрудничеству нам удалось в текущем году серьезно продвинуться в вопросах переселения людей из ветхого и аварийного жилфонда. Главное – мы смогли заключить контракты на 2015 год, за счет которых приобретем для нужд переселения более 500 квартир по весьма адекватным ценам.

Умерить поставщиков

– Что конкретно все же не удалось сделать в уходящем году?

– Я не могу сказать, что в нашей работе есть какие-то глобальные неудачи. Есть моменты, которые вызывают неудовлетворенность. Например, то, что пока мы так и не смогли вывести из кризиса МКП «Воронежтеплосеть». За 2014 год нам пришлось профинансировать предприятие на 400 млн руб. – как за счет банковских кредитов, так и с помощью прямых вливаний из бюджета. Это – чрезмерно. Я изначально ставил задачу сократить кассовый разрыв, получающийся из-за несоответствия тарифа реальным затратам предприятия, максимум до 250 млн руб. Но до сих пор этого сделать не получилось.

Впрочем, предприятием разработана программа развития, предполагающая проведение как технических, так и организационных мероприятий. И у меня есть надежда на то, что в следующем году она принесет свои плоды. Мы же, видимо, будем готовить документы для передачи теплосетевого комплекса города в концессию.

– Для передачи в концессию или для продажи?

– Федеральная повестка сегодня такова, что подобные комплексы предпочтительно передавать именно в концессию. С другой стороны, насколько это получится, учитывая непростое состояние предприятия?

– Кстати, если уж затронули коммунальную тему, скажите, удалось ли администрации решить хотя бы основные проблемы этой отрасли в городе? Тема-то для населения – чувствительная…

– К сожалению, я не могу сказать, что здесь произошел масштабный перелом. Тем не менее, работа по сдерживанию противоправных действий и по отклонениям в работе УК проводилась. У нас появилось управление муниципального жилищного контроля, которое стало активно реагировать на жалобы жителей. Но основные надежды мы связываем с предстоящим в следующем году лицензированием управляющих компаний. Безусловно, администрация предоставит комиссии по лицензированию всю информацию о тех или иных управляющих компаниях. В том числе – и о тех, кто регулярно допускал нарушения в работе.

Но поймите правильно: мы не хотим тотальной смены всех УК, ведь это приведет к накапливанию новой задолженности перед ресурсоснабжающими организациями (РСО). И к новому витку социальной напряженности.

– Но РСО зачастую сами ее, напряженность, провоцируют – переводя население на прямые расчеты по оплате общедомовых нужд и выставляя им колоссальные счета…

– Такая проблема есть. И сегодня администрация занимается разработкой нормативной документации, которая определит начисления жителям по ОДН, не превышая установленного норматива. Мы проводим по этому вопросу консультации с прокуратурой, и если наши действия будут находиться в рамках правового поля, то обяжем РСО перейти на такие расчеты. Суммы же сверх норматива будут платить именно управляющие компании – это понудит их более активно искать тех, кто незаконно присоединяется к сетям, а попросту – ворует ресурс.

Искаженная информация

– В последнее время из уст некоторых депутатов раздается критика городской администрации по поводу организации работы муниципальных рынков, которые предлагается просто взять и продать. Насколько она справедлива?

– Вообще, принципиальных разногласий с депутатами по поводу судьбы муниципальных рынков у администрации нет. Да, есть рынок «Центральный», который после реконструкции стал настоящим социальным объектом. Мы наблюдаем за его работой, за тем, как сельхозтоваропроизводители организуют его работу, поставку жителям Воронежа продуктов питания по сниженным ценам. Я не исключаю, что потом, если кооператив производителей пожелает его выкупить, мы рассмотрим и эту возможность. Но пока он не стабилизировал свою деятельность, об этом не может даже идти и речи. Так что в 2015 году он не будет продан точно. А вот по остальным рынкам ситуация совершенно иная.

Например, «Юго-Западный» уже готовится к продаже. Сегодня с арендатором имущества расторгается договор, и имущественный комплекс вместе с землей будет выставлен на торги. Возможно, арендатор захочет воспользоваться своим правом преимущественного выкупа, и мы позволим ему это сделать – только по адекватной цене. Также намечена реализация «Южного», но позже. Там есть ряд объектов немуниципальной собственности, и требуется решить много технических вопросов. Хотя площадку по ул.Ростовской мы выставим на торги уже в ближайшее время. Рынок «Северный» решили не продавать, потому что там, по сути, есть только земельный участок. Поэтому было принято решение о заключении инвестиционного контракта, по которому городу отойдет не менее 10% площадей вновь построенного здания. Но мы не будем управлять ими, а продадим, как уже сделали с муниципальной долей на рынке «Придача».

– Что, кстати, тоже ставят в вину сегодняшней администрации…

– А в чем здесь вина? В том, что мы взяли за свою долю 160 млн руб.? Поверьте, это – очень хорошая цена за данный земельный участок. Или то, что мы взяли эти деньги квартирами? Но, позвольте, если продать долю за «живые» деньги, то мы должны были сначала оформить всю недвижимость в Росреестре, а это – совсем не скорый процесс. Тут же мы смогли быстро в течение сентября получить квадратные метры, которые стали для нас страховочными для переселения людей из ветхого и аварийного жилья. Да, федеральные деньги потом пришли, но, поверьте, у администрации существует масса обязательств по предоставлению квартир льготным категориям населения. И сейчас мы решаем, как максимально эффективно их использовать.

Увидеть в лицо

– Александр Викторович, а как вы, вообще, оцените сотрудничество с депутатами городской Думы в уходящем году?

– Я бы не стал называть его однозначно высокоэффективным, но оно было рабочим. Все документы, которые необходимо было принимать для нормальной жизнедеятельности города, принимались в срок. Прямого противодействия мы не ощущали. Со спикером Думы Владимиром Ходыревым сложились хорошие деловые отношения, встречаемся несколько раз в неделю, обсуждаем те или иные вопросы.

Вместе с тем, значительная часть депутатов за все время моего пребывания в кресле мэра ни разу не обратилась ко мне с просьбой решить какой-либо вопрос. Я не понимаю: у них – что, нет округов, от которых они избраны? Уверен: по итогам предстоящих в сентябре выборов состав Думы должен обновиться. Причем – кардинально.

– Вы как-нибудь будете влиять на этот процесс?

– Если Дума внесет изменения в Устав, согласно которым треть депутатов будут избираться по партийным спискам, однозначно буду влиять как член политсовета «Единой России» на включение в список той или иной кандидатуры. Напрямую, конечно, администрация агитировать ни за кого не станет, но если население спросит наше мнение по поводу деятельности того или иного парламентария, будем говорить честно.

– И, наверное, последний вопрос. В следующем году Воронеж ждет сразу несколько крупных культурных событий: 70-летие Победы, 300-летие Воронежа как областного центра, мероприятия, связанные со статусом города как культурной столицы СНГ. Что ожидает горожан в этой связи?

– Все, что связано с 300-летием Воронежа как областного центра, планируется проводить в рабочем режиме. Основные торжества приурочены ко Дню города. Но все равно будем сотрудничать с коммерческими предприятиями, федеральными и государственными органами по вопросу благо­устройства территорий, праздничного оформления входных групп и витрин. В рамках подготовки к 70-летию Победы уже проведена серьезная работа по благоустройству памятных мест. В начале 2015 года она завершится. Например, планируем провести масштабные работы на пл. Победы, приведем здесь в порядок памятник, стелу, облагородим площадь по периметру. Особое внимание уделим ветеранам – всем и каждому в отдельности. Подарки, возможно, предоставление права бесплатного проезда – обязательно продумаем, как дойти до каждого участника войны. Не так уж и много их осталось…

Если же говорить о мероприятиях в рамках признания Воронежа культурной столицей СНГ, то здесь мы прежде всего будем делать ставку на обмен делегациями, участие наших творческих коллективов в зарубежных фестивалях и участие коллективов из стран СНГ в наших мероприятиях. Особо надеемся на расширение концертной программы Платоновского фестиваля за счет гостей из СНГ. Надеемся получить на эти цели дополнительное финансирование из средств фонда и федерального бюджета через Министерство культуры.

Но скажу однозначно: глобальных инвестиций в проведение этих мероприятий вкладывать не планируем. Однако – сделаем все масштабно и красочно.

Александр БЕЛЯВЦЕВ, Юрий БАБАЯН