Газета,
которая объединяет

Наружное наблюдение-2

Уличную рекламу в центре Воронежа будут строго регламентировать
Рубрика: Социум№ 142 (1857) от
Автор: Ирина Костенко

Пристройки к исторически ценным зданиям, громоздкие щиты и билборды, входные группы, «прилепленные» к памятникам архитектурного наследия, обезобразили облик исторического Воронежа. Сейчас нелепой рекламе на территории города объявлена «война».

Причин этому немало. Дело в том, что рынок рекламы в Воронеже формировался в лихие 90-е, стихийно, без серьезной нормативной базы. Время шло, а условия игры в этом сегменте рынка не менялись. И получилось так, что даже появление соответствующих постановлений не сдерживало самовольную установку щитов, других рекламных конструкций. Каких-то четких критериев, определяющих, какой подобает быть рекламе, также не существовало.

Ситуация недавно стала кардинально меняться. В начале 2014 года мэрия Воронежа утвердила так называемую схему размещения рекламных конструкций. Суть нового документа в том, что все рекламные конструкции, которые не вписываются в эту схему, постепенно исчезнут с улиц города. Для начала уберут носители рекламы, установленные без разрешительной документации. Их уже, кстати, начали демонтировать либо сами владельцы, либо соответствующие городские службы. Затем наступит час для носителей, которые установлены законно, но требованиям схемы не отвечают. Такие конструкции исчезнут, когда закончится срок действия разрешительных документов.

К слову, как рассказали нам в администрации Воронежа, схема размещения рекламных конструкций прорабатывалась довольно тщательно. Эксперты принимали во внимание особенности архитектуры и исторически сложившейся застройки. И этот фактор – внешний вид Воронежа – стал для авторов схемы приоритетным. Специалисты стремились таким образом улучшить архитектурный облик и визуальное восприятие памятников истории и архитектуры. Для этого, к примеру, они практически исключили конструкции крупного формата из исторической части и отдали предпочтение средним и малым формам. По подсчетам экспертов, после внедрения схемы в практику, с улиц города исчезнет порядка 30 процентов «разрешенной» рекламы.

Эту работу представители городской администрации собираются довести до конца во что бы то ни стало. И каждому игроку на рынке наружной рекламы все же придется действовать в рамках правового поля.

Однако и здесь не обходится без проблем… К примеру, на страницах нашей газеты мы описывали случай, когда одна из рекламных компаний разместила громоздкую конструкцию на крыше многоэтажного дома. Это произошло в доме по адресу Плехановская, 22, вопреки желанию жителей многоэтажки. И, по всей вероятности – со значительными техническими огрехами, что становится опасным для строения (см. материалы «Рекламный трюк» в №11 за февраль 2014 года и материал «Наружное наблюдение» в №82 за август 2014 года).

Заметим, что спорная ситуация не разрешилась до сих пор. «Более того – она стала хуже, – сетует жительница дома Светлана Абрамова, – результаты свежей экспертизы показали, что крыша здания – в предаварийном состоянии. Судебные заседания, в ходе которых мы добиваемся демонтажа рекламного щита, сильно затянулись».

Здесь, по словам горожанки, утвержденная схема размещения не сработала. Поскольку речь идет не о муниципальной собственности, а о «владениях» собственников многоквартирного дома. Получается, вопрос с рекламой, размещенной не на городской собственности – открытый.

По мнению экспертов, основными рекламными «загрязнителями» городской среды на данный момент являются входные группы, безвкусная, кричащая реклама на фасадах зданий и некоторые малые архитектурные формы», – считает руководитель воронежского отделения Союза архитекторов России Александр Шилин.

Что с этим делать? Решали сообща: городская общественность, урбанисты, деятели культуры. Так возникла идея создать дизайн-регламент рекламы, который бы устанавливал четкие требования к наружным средствам рекламы.

За разработку документа взялся создатель Института медиа, дизайна и архитектуры Илья Осколков-Ценципер – при условии, что местные архитекторы и дизайнеры также примут участие. Так на создание дизайн-регламента специалисты потратили полгода.

Готовый документ в начале декабря Илья Осколков-Ценципер представил губернатору. В целом концепция проекта была одобрена.

Мэрия Воронежа в свою очередь разработала концепцию пилотного проекта реализации положений дизайн-регламента на территории областного центра.

Дизайн-регламент апробируют сначала на зданиях, расположенных в центральной части города. Заместитель мэра по градостроительству Владимир Астанин рассказал, что разработку применят сначала к семи домам на площади Ленина – №8, 9, 10, 11, 13, 14, 15. Фасады этих зданий выходят на Кольцовский сквер и формируют единый архитектурный комплекс. Для каждой из населяющих эти дома организаций специалисты будут создавать собственный проект наружной рекламы, который бы учитывал и специфику городской архитектуры, и особенности фирмы.

В мэрии также пояснили, что эксперты, работающие над проектом, уже встретились с арендаторами и собственниками этих помещений.

«В целом это правильное направление, – поделился своими соображениями на этот счет Александр Шилин, – думаю также, что этот проект практичен и может быть воплощен в жизнь. Опыт Москвы говорит о том же – там за два с половиной года удалось привести исторический центр в порядок и избавить его от безвкусной рекламы».