Газета,
которая объединяет

«Другие» дети. Особенные

В Воронеже продолжается реализация программы помощи аутистам
Рубрика: Социум№ 141 (1856) от

Мир обеспокоен ростом числа детей, страдающим аутизмом. Россия здесь не исключение, только у нас эта проблема усугубляется катастрофической нехваткой необходимой информации, отсутствием условий для помощи «другим» людям и недооценкой всей серьезности проблемы со стороны общества.

Уже два года в Воронежской области реализуется пилотная программа комплексной помощи людям, страдающим аутизмом. В этом году – начался второй ее этап, который получил название «Аутизм. Маршруты помощи».

Деньги не решают все

Специалисты признают, что проблемы аутизма не решить только с помощью спонсорских средств. «Необходимо изменить взгляд на аутизм у общества в целом и реконструировать специальные учреждения образования и здравоохранения, – поясняет Жанна Ушакова, координатор фонда помощи аутистам «Выход» в Воронежской области. – Пример. Мальчика отдали в детский сад, а через некоторое время родители обычных детей из группы пишут коллективное письмо директору детсада с требованием исключить этого ребенка. Но это прямое нарушение права ребенка на образование!»

Ситуация в России осложняется еще и другими факторами. Так, например, рассказывает эксперт, в нашей стране даже диагноза «аутизм» отдельной строкой в классификации болезней – нет. А есть диагноз «ранний детский аутизм» (РДА), который как только ребенку исполняется 18 лет, меняют на шизофрению. Такая практика существует только в России.

По уровню помощи людям, страдающим аутизмом, Россия отстает от западных стран лет на двадцать.

Взять, к примеру, наш регион. Да, в Воронеже есть реабилитационный центр «Парус Надежды», есть хорошие программы и специалисты, знающие об этой проблеме не понаслышке.

«Но, увы, – признает Жанна Ушакова, – центр переполнен, в нем находится порядка восьмидесяти ребят. Получить же реабилитационные мероприятия нужно гораздо большему количеству детей».

К слову, в Воронежской области примерно тремстам человек поставлен диагноз РДА, на самом деле, уверена эксперт, таких людей гораздо больше.

Не скоро дело делается…

Министерство здравоохранения РФ все-таки готовится вынести диагноз «аутизм» в отдельную строку классификации. Вслед за этим должна появиться и официальная система поддержки людей с этим диагнозом. Помочь государству выстроить эту систему – и есть главная задача общественных и благотворительных организаций. У нас в регионе из таковых действует фонд «Выход» и РОО «Искра надежды».

Изменения уже коснулись и нашей области. Как говорит Жанна Ушакова, уже достижение – реализация специальной программы. В этой программе, по словам эксперта, задействованы три ведомства, в ней родители признаются заказчиками, и она направлена на то, чтобы дети, страдающие РДА, учились в школах, посещали детские сады, а впоследствии могли жить самостоятельной и полноценной жизнью, вовремя получая помощь.

Учреждения образования, уверена специалист, дети-аутисты могут посещать либо в общем режиме, либо – с сопровождением. Кстати, в процессе обучения таких ребят у нас также есть практические наработки. Так, в Воронеже на базе школы №31 создан ресурсный класс, в котором детям помогают сопровождающие лица. А также сформирован ресурсный центр со штатом специалистов в области аутизма. Сотрудники центра вполне могут работать и «на выезд».

Однако это – лишь начало. Опыт других стран показывает, что процесс создания системы помощи людям с расстройствами аутистического спектра занимает от 10 до 20 лет. Возможно, у нас он и пройдет быстрее. «А пока многочисленные примеры из практики показывают, что в школах и детских садах, «других детей» принимают не очень-то охотно – и педагоги, и родители, и обычные ученики», – утверждает Жанна Ушакова.

Ирина КОСТЕНКО

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

На одном языке

Программа помощи людям, страдающим аутизмом, также предполагает обмен опытом со специалистами из-за рубежа. В минувший вторник в Воронеже побывали сразу три исследователя из США.

– В последнее время количество детей, страдающих аутизмом, стало в разы больше, – говорит заместитель директора по исследованиям общественного здравоохранения Autism Speaks Эми Дэниэлс. – Это явление может быть связано именно с тем, что врачи, педагоги и сами родители начали чаще выявлять это заболевание. Как правило, на один населенный пункт приходится один процент детей с аутизмом.

И в условиях, когда особенных детей становится все больше, просто необходимо учиться общаться с ними на одном языке.

– Люди с расстройством ума представляют довольно большой спектр категорий, – говорит профессор психологии в Центре детских исследований Йельского университета Елена Григоренко. – Есть так называемые общепринятые критерии «нормальности», исходя из которых мы и определяем людей с отклонениями, в том числе и аутистическими. Но это не значит, что с ними невозможно найти общий язык. Необходимо понимать, что иногда нужно подстроиться под собеседника, который видит мир иначе.

Ольга КОЗЛОВА