Газета,
которая объединяет

Улица, фонарь, аптека

В столице Черноземья появится еще одна «воронежская тетрадь»
Рубрика: от
Автор:

Традиционно под занавес года определил грантополучателей департамент культуры Воронежской области. На днях там же, в конференц-зале учреждения, победителям вручили грантовые сертификаты. Их денежный эквивалент пойдет на реализацию творчески значимых «культурных» проектов, которые должны «обрасти плотью» в течение 2015-го.

С момента учреждения грантов благодаря им осуществлены 24 проекта. Как то – передвижная выставка лучших работ всероссийского конкурса «Рисуют дети малых городов России», организация и проведение симпозиума «Ясная поляна» музея им. Крамского, «Народная игрушка в современном медиа-творчестве: съемка мультфильмов на фольклорном материале с использованием изобразительных мотивов традиционной игрушки Воронежского края» и многие другие.

По всем направлениям

И невооруженным глазом видно: гранты выделяются, кроме всего прочего, еще и с учетом разнообразия проектов-претендентов – в смысле их направленности. Вот и на сей раз сертификаты достались людям, занятым в разных сферах культуры и искусства. Всего экспертный совет присудил пять «именных», скажем так, грантов и три – творческим группам. Персоналии получат по 100 000 руб., коллективы – по 300 000 руб. каждый. В числе последних – Воронежская региональная детская организация скаутов; ей выделен грант на организацию и проведение международного молодежного фестиваля короткометражного кино и анимации «Новый горизонт». ГБУК ВО «Воронежский областной художественный музей им. Крамского» потратит деньги на создание детского культурно-просветительского центра. А областная филармония сможет за счет правительственных средств воплотить в жизнь проект «Великие сочинения о матери».

Персональный грант получит Николай Соловьев – на реализацию проекта «Танец без границ. Молодежная инициатива по формированию нового культурного бренда Воронежской области – инклюзивного танца». Второй победитель – Артем Лахин; он убедил экспертов в необходимости создания книги графических новелл по мотивам произведений Андрея Платонова. Виктории Афанасьевой дан грант на издание детской книги «Воронежский край – история зверей и птиц», ориентированной на читателей 8-12 лет. Екатерина Ищенко направит средства на реализацию проекта «В музыку – с радостью». А Денис Булавинцев – на издание альбома «Воронеж в гравюрах, стихах и записках краеведов». И именно к Денису мы, поздравляя всех победителей, обратились с просьбой рассказать о планах, связанных с появлением альбома. Интересно ведь, какой ему видится книга, которой, надеюсь, суждено стать своеобразным путеводителем по черноземной столице.

В связке с поэтами и краеведами

– «Воронеж в гравюрах, стихах и записках краеведов» – рабочее название альбома, отражающее его суть, которую важно было донести до экспертов, – поясняет Денис. – Как будет называться книга в окончательном варианте, пока не знаю. Вообще на данный момент рановато говорить о деталях; многое еще – на этапе организации взаимодействия авторов, которые будут привлечены к реализации проекта. Соответственно, и в плане наполнения книги полной ясности пока нет, материалы готовы не все.

– Поэтические – в том числе? Какой вообще вам видится эта составляющая сборника?

– Поэтическая часть, как мне представляется, должна описывать город в целом или его части: район, улица, дом. Что там примечательного, что происходит… Надо, чтобы была хоть малейшая характеристика, привязка к месту. Сюжетно с картинками стихам совпадать совершенно не обязательно. На сегодня есть стихотворная подборка, но ее недостаточно. Уже оговорено, что поэтическую часть помогут дополнить молодые воронежские поэты Елена Дудукина и Родион Прилепин. Плюс потенциально – Игорь Покотилов и Сергей Матыцин, возможно, кто-то еще. Изъявил желание участвовать в проекте и московский автор Андрей Родионов, он отнесся к идее сборника о Воронеже с большим интересом. Общался я также с Галиной Умывакиной и Вяче­славом Лютым; думаю, к ним еще не раз обратиться придется. Спросить о некоторых произведениях, которые хотелось бы включить в альбом.

Болевые точки

– А имена краеведов, задействованных в проекте, назовете?

– Тут тоже все пока – на уровне организации процесса. Активно ведутся переговоры с сотрудником музея им. Крамского Алексеем Русановым и сотрудником Никитинки Борисом Фирсовым. В планах – взаимодействие с краеведами Павлом Поповым и Владимиром Елецких. Краеведческие заметки видятся мне короткими, в пару абзацев. Забавные, едкие, острые, горькие; они могут быть всякими. Чем дальше от краеведения научного, тем лучше. Упор – на современность, как и в стихах. Эти краеведческие миниатюрки должны добавить конкретики и помочь связать воедино картинки и поэтические тексты.

– То есть, они, по сути, тоже призваны выполнять иллюстративную, «зарисовочную» функцию?

– Не совсем. Кроме маленьких заметок-записок, которые можно использовать как подписи к гравюрам, подобранным по территориальному принципу, думаю о текстах, поднимающих проблемные темы. Хорошо бы показать, как до такого дело дошло.

– Например?

– Например – транспортная тема. На редкость красиво решенная в послевоенные годы и «оптимизированная» в девяностых-нулевых. Особенно показательна история с трамваем, бывшим ключевой частью инфраструктуры общественного транспорта – до тех пор, пока его тогдашние власти не «грохнули». Удивлен, но кое-кто из краеведов действительно считает (или, по крайней мере, вслух так говорит), что трамвайные рельсы на улицах были лишними. И это на фоне безудержной стихийной застройки города жилыми комплексами и торговыми центрами… Строят, как в последний раз, а ведь совсем недавно люди мыслили архитектурными ансамблями.

Эмоция во главе угла

– Здорово будет, если вы своей книгой об этом напомните…

– Да. А еще интересен исторический срез города как среды обитания по десятилетиям. Каким был Воронеж 70-х, что изменилось в 80-е, 90-е? И так – по настоящее время: внешний вид улиц – сам по себе показатель.

– С гравюрами, наверное, уже расклад ясен?

– Ясен, но, опять-таки, еще не все они созданы. Серия начата в 2012 году – тогда было сделано 12 листов. Думал, что на том и закончу, но в 2013-м количество листов выросло до 17. Чего, по моему мнению, тоже недостаточно для книги; в окончательном варианте она должна, на мой взгляд, содержать листов 25-30.

– На них будут запечатлены знаковые для Воронежа объекты?

– Изначально серия представляла именно таковые – площадь Ленина, памятник Никитину, вокзал… А сейчас хочу воспроизвести на листах своего рода пешую прогулку по городу, вернее – визуализированный отчет о ней. Скажем, спуск одной из центральных улиц к Адмиралтейке и тому подобные виды; это ведь тоже – красивый, «настоящий», показательный Воронеж, о чем знает далеко не каждый… Вообще сюжеты мыслятся такими, которые встречаются каждому горожанину ежедневно. И совокупность отдельных эпизодов должна, по моему замыслу, показать зрителю-читателю более-менее целостную картинку города.

– Правильно я понимаю, что эта картинка мыслится не столько рациональной, сколько эмоциональной?

– Мое идеализированное понимание этого момента такое: соавторы уже являются носителями переживаний, идей, настроений. Чего-то того, что хочется выразить (или оно уже выражено) и донести до потребителя. Планирующееся издание как раз такую возможность и подразумевает. А некоторая ретроспекция, которая в данном случае неизбежна, здесь только на руку: она добавит повествованию контраста и динамики. И – да: на выходе должен получиться цельный и разносторонний образ современного Воронежа, эмоционально наполненный. Мне самому интересно, каким будет конечный результат: видение проблемы, условия задачи в процессе ее решения постепенно меняются.